Учитель математики МОУ СОШ 4 Григорьева В. А.
Итоговый урок в 5 классе по теме: «Прямоугольный параллелепипед и куб». «Урок – путешествие в страну стереометрию» Цели: проверка умений построения прямоугольного параллелепипеда, куба; умений вычислять объемы прямоугольного параллелепипеда, куба, куба числа; развитие у ребят математического, логического и пространственного мышления при решении загадок, фокусов. Повторение: (устно) 1. выразить а)б) м - ?дмм² - ?дм²; см - ?дм; см² - ?дм²; дм - ?см; дм² - ?см²; см - ?м; см² - ?м² ; 2.а) Назовите единицы площади; б) Сколько в одном га квадратных метров? в) Как найти площадь квадрата, прямоугольника? 3. Можно – ли вырезать угол, куб, параллелепипед? (с демонстрацией моделей) 4. Почему мы говорим многогранник? Чего много? (историческая справка о кубе, параллелепипеде – учащиеся) 5. Как найти число в кубе?
Ход урока: План урока: Вводное слово учителя: В стране эрудитов. В городе формул; Страна Стереометрия (г. Строителей) В г.Чудес. Подведение итогов. Вводное слово учителя: Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в математическое путешествие по необъятному миру математики.
В стране « Эрудитов » Здесь надо проявить смекалку и быстроту вычисления 1. вставь недостающее число: 16 ? Переведите: 1 м=?дм;1 см=?м;15 см²=?дм²; 1 см=?дм;1 м²=?дм²; 10 м²=?см²; 1 дм=?м; 11 дм²=?м²; 19 м²=?см². 1 дм=?см; 12 дм²=?см²; 3. Площадь грани куба 15 см². Вычислите общую площадь поверхности куба. (ответ: 156=90 см²). 4. Решить анаграммы и исключить лишнее слово с написанием слов на листочках (с показом моделей – плоская фигура). ОЛУГУГОЛ УКБКУБ АРЛЛЛАПЕДИПЕЕППАРАЛЛЕЛЕПИПЕД Ответ: 10 7 ? Ответ:11
Город формул (теоретическая станция). 1. Назовите элементы прямоугольного параллелепипеда и куба (по моделям, стоящим на парте) 2. Приведите примеры прямоугольного параллелепипеда, куба 3. Как вычисляется объем прямоугольного параллелепипеда (V= авс); куба (V=а³).
4.(на плакате) Сколько кубиков здесь уложено(ответ: 120). Сколько еще надо кубиков добавить, чтобы заполнить параллелепипед?(ответ:1 5). 5. Самостоятельная работа. (8 минут). I вариантII вариант 1. запомните пропуски:1. заполните пропуски: 14 м²=?дм²; 3 м²=?дм²; 26 дм²=?см²; 15 дм²=?см²; 800 см²=?дм²;200 мм²=?см²; 17 см²=?мм². 24 см²=?мм².
1. Куб с ребром 15 см оклеивают цветной бумагой. Хватит ли для этой цели листа бумаги прямоугольной формы, с размерами 95 см×15 см? Одну из граней можно оклеить из кусочков. 2. Размеры правильного параллелепипеда 1 дм, 2 дм и 3 дм. Хватит ли листа бумаги прямоугольной формы, с размерами 1 дм×22 дм, для оклеивания параллелепипеда? Грани можно оклеить кусочками.
Г. Строителей. 1. Установить соответствие между гранями, которые совмещаются друг с другом при склеивании. (Каждый на листочке имеет индивидуальную развертку).
2. Каждому ряду дается задание: Ребята, на этот куб мы смотрим справа сверху. (на доске). На своих рисунках проведите сплошные линии так, чтобы он был виден: 2 р.3 р. Слева снизу Слева сверху Справа снизу 1 р.
3. Разработка по учебнику (автор Нурк и др.) 1262 стр 266 V=V 1 2+V 2 V 1 =0,6 0,2 0,2=0,024(м³)=24 дм³; V 2 =0,8 0,6 0,3=0,144(м³)=144 дм³; V= =48+144=192(дм³) 1 дм³ кол-во дм³ масса (кг) 7,8 кг 192 дм³ ? кг 192·7,8=1497,6(кг)=1,4976 т Ответ: 1,4976 т 4. Практическая работа: Сделать измерения на своих моделях и найти объем модели.
Г. Чудес Игра на внимание. (на плакате) Суть игры состоит в том, что необходимо называть, не ошибаясь, номер строки и предмет. Например: по первой строке нужно говорить: «Первый куб, первый квадрат, первый параллелограмм, второй параллелограмм и т.д.»
Подведение итогов: 1. Что мы повторили? 2. Что мы находили для куба и параллелограмма? 3. О каких фигурах мы говорили? 4. Что такое куб числа?
Домашнее задание : (дается по группам: на «5»; на «4»; на «3»). На «5» На «4» На «3» Выставление оценок: (оценка будет состоять из трех этапов). I этап- устная работа: (объявить) II этап – самостоятельная работа III этап – г. Строителей II и III этапы на следующем уроке.