Тема 1. Сущность и значение маркетинга. Вопросы: 1.Понятие, сущность и особенности развития маркетинга 2. Цели и функции маркетинга 3. Основные принципы маркетинговой деятельности 4. Основные виды маркетинга 5. Комплекс маркетинга
Термин «маркетинг» (от англ. market - рынок) появляется в американской литературе на рубеже вв. Можно выделить классические и современные определения маркетинга. В классическом понимании он определяется как предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю В современном понимании – вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Маркетинг есть социальный процесс, посредством которого отдельные индивиды и группы получают то, в чем нуждаются и чего желают, за счет создания и обмена одних товаров и стоимостей на другие.
Маркетинг - социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение потребностей посредством создания и предложения товаров. Ф. Котлер (США) система взаимодействия в бизнесе, разработанная для осуществления планирования, ценообразования, стимулирования сбыта и распределения товара и услуг. Strategic Management философия бизнеса, система координации различных аспектов предпринимательской деятельности, цель которой - сбалансирование спроса и предложения. Крылова Г.Д. больше, чем сбыт и реклама.
Цели маркетинга: 1. Рыночные - завоевание определенной доли или выявление перспективных рынков; 2. Маркетинговые - создание имиджа фирмы, мероприятия по созданию благоприятного отношения к фирме, объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба; 3. Управленческие - совершенствование структуры управления; 4. Обеспечивающие - ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские характеристики товара; 5.Контрольные.
аналитические - связанны с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг. производственно-сбытовые - организация разработки новых товаров; их производство, сбыт и послепродажное обслуживание; разработка и реализация ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта. управления и контроля - управление маркетингом; стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Функции маркетинга:
Значение маркетинга 1. Предоставляет потребителям информацию и выбор, гарантирует удовлетворение претензий. 2. Способствует улучшению качества жизни, влияет на образ жизни. (Все новые товары, услуги, идеи). 3. Улучшает координацию ресурсов предприятия. 4. Повышает конкурентоспособность предприятия, дает уверенность в завтрашнем дне. 5. Способствует экономическому росту: Товар удовлетворяет потребителей - растет занятость и число рабочих мест - выше доход - выше уровень жизни.
I этап – производственная система сбыта: товар потребитель Формирование «рынка продавца» II этап – сбытовая система: товар стимулирование сбыта потребитель III этап – производственно-сбытовая система: изучение рынка НИОКРпроизводство товара формирование спроса и стимулирование сбыта потребитель Формирование «рынка покупателя» Эволюция маркетингового управления:
1. Ориентация бизнеса на запросы потребителя; глубокие и всесторонние научно-практические исследования рынка, рыночной среды, мотиваций потребителя, а также производственно-сбытовых возможностей фирмы; 2. Сегментация и выявление целевого рынка; 3. Гибкое реагирование производства и сбыта на требования активного и потенциального спроса и изменение рыночных условий; 4.Инновация; 5. Стратегическое планирование. Основные принципы маркетинговой деятельности:
I.В зависимости от структуры маркетинговой концепции: 1. Менеджеристский маркетинг 2. Бихевиористский маркетинг 3. Интегрированный маркетинг 4. Инновационный маркетинг 5. Прямой маркетинг 6. Стратегический маркетинг Классификация маркетинга:
Классификация маркетинга: II. В зависимости от состояния спроса:
Классификация маркетинга: III. В зависимости от территории охвата: 1. Внутренний маркетинг 2. Экспортный маркетинг 3. Импортный маркетинг 4. Внешнеторговый маркетинг 5. Внешнеэкономический маркетинг 6. Международный маркетинг 7. Многонациональный маркетинг 8. Глобальный маркетинг
Этапы интернационализации маркетинга
Комплекс маркетинга Маркетинг-mix – выбор такого сочетания продукта, цены, распределения и продвижения, которое позволяет наилучшим образом удовлетворить потребности клиентов. Модель предложена в 1960 г. Д. Маккарти Продукт – товарная политика Цена – ценовая политика Распределение – сбытовая политика Продвижение – коммуникационная политика