Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна
План лекции 1 Основные понятия менеджмента 1 Основные понятия менеджмента 2 История развития менеджмента как науки: 2.1 Подход с позиций различных научных школ 2.1 Подход с позиций различных научных школ 2.2 Процессный подход 2.2 Процессный подход 2.3 Системный подход 2.3 Системный подход 2.4 Ситуационный подход 2.4 Ситуационный подход 2.5 Современные научные подходы 2.5 Современные научные подходы Основные понятия менеджмента и основные этапы его развития как практики и теории управления:
Ключевые понятия 3 менеджмент управление система управления планирование организация мотивация контроль
Менеджмент 4 это управление социально- экономическими это управление социально- экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного результата
Управление 5 это свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей это свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей
Система управления 6 включает: включает: - объект управления (кем управляют) - субъект управления (кто управляет) - субъект управления (кто управляет)
Уровни управления Высший (институциональный) Средний (управленческий) Низший (технический)
Принципы менеджмента 8 основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей основные правила деятельности организации для достижения поставленных целей
Метод управления 9 это способ воздействия на коллектив и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации это способ воздействия на коллектив и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации
Виды методов 10 Административные Экономические Социально-психологические
В развитии теории и практики управления, выделяют следующие исторические периоды: Эволюция менеджмента 11 Древний период (9-7 тыс. до н.э. примерно до 18 в.) Индустриальный период ( гг.) Период систематизации ( гг.) Информационный период (1960 г.-по н.в.)
Школа научного управления. Основоположник Ф. Тейлор сформулировал основные принципы управления предприятием в своем главном труде «Принципы научного менеджмента». Последователи: Г.Форд, Г. Эмерсон, Г. Гант 2.1 Подход с позиции научных школ 12 Административная школа. Основоположник А. Файоль первым предложил формальное описание работы управляющих в организации по их функциональным признакам. М. Вебер создал классическую теорию бюрократии, ввел понятия власти и авторитета. Последователи: А. Слоун, Л. Гьюлик.
Школа человеческих отношений. Э. Мэйо и его единомышленники в качестве основного фактора производительности рассматривали человеческий фактор, подчеркивая важность не только личностных характеристик индивида, но и взаимоотношений в группе 2.1 Подход с позиции научных школ 13 Школа поведенческих наук. основной вклад этой школы состоял в разработке и обосновании мотивационных теорий (А. Маслоу, Мак-Грегор, М. Портер),.
Школа количественного подхода. к принятию управленческих решений опирается на инженерные науки, математику, статистику и позволяет использовать количественные модели, методы и критерии оценки при принятии управленческих решений 2.1 Подход с позиции научных школ 14
2.2 Процессный подход рассматривает управление как процесс, объединяющий основные функции менеджмента в серию непрерывных взаимосвязанных действий. планирование мотивация организация контроль Связующие процессы: управленческие решения; коммуникации
2.3 Системный подход рассматривает организацию и внешнюю среду, в которой она функционирует, как единое целое Вход ПреобразованиеВыход Ресурсы: Продукция (услуги) - материальные Прибыль - финансовые Социальная - трудовые ответственность - информационные Удовлетворенность работников Обратная связь организация
Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время 2.4 Ситуационный подход 17 Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно
80-е годы XX века: Появление концепции «Организационная культура» 2.5 Современные подходы к управлению е годы XX века–настоящее время: Управление качеством (TQM) Управление качеством (TQM) Демократизация управления (участие работников в прибылях, в собственности, в управлении) Демократизация управления (участие работников в прибылях, в собственности, в управлении) Глобализация – усиление международного характера управления Глобализация – усиление международного характера управления
Вопросы для самопроверки 19 1 Что такое менеджмент? 2 Есть ли различие между понятиями «менеджмент» и «управление»? 3 Какие подходы к управлению выделяют? 4 Какие методы управления существуют? Приведите примеры. 5 Какие принципы управления вы знаете?
Рекомендуемая литература 20 1 Мескон, Майкл и др. Основы менеджмента – М: Дело 2000 В книге содержится все основное о менеджменте, как о науке, практике и искусстве управления: понятие менеджмента, функции менеджмента, объект управления, признаки организации, разделение труда в организации, внешняя и внутренняя среда организации, стратегическое планирование, организация, мотивация и контроль. 2 И.Н. Герчикова, Менеджмент, учебник, 2002 г. Учебник состоит из трех частей: основы менеджмента, экономический механизм менеджмента и регулирование предпринимательской деятельности. Экономический механизм менеджмента рассматривается на трех уровнях: внутрифирменное управление, управление персоналом, управление производством.
21 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.