Истоки и история развития ПР 1. Зарождение ПР 2. Институциализация ПР в США. 3. Создание научных основ и укрепление статуса ПР. 4. Глобализация ПР как профессиональной системы 5. ПР в России.
Истоки Трудно сказать, к каким временам восходит зарождение ремесла паблик рилейшнз. Неизвестно, кто является его основателем, в какой стране оно впервые возникло. Можно предположить, что попытки установить связи с общественностью так же древни, как и сама цивилизация. Чтобы жить в обществе, людям необходимо было поддерживать определённый минимум согласия, которое достигается путём межличностной и групповой коммуникации, а также умения убеждать и влиять. Фактор убеждения и сегодня остаётся движущей силой паблик рилейшнз.
Приёмы и методы связей с общественностью выдвинутые Самуэлем Адамсом, вошедших в арсенал современных ПР: 1. необходимость создания организации, способной возглавить кампанию и сплотить людей; 2. использование символики, оказывающее эмоциональное воздействие; 3. использование лозунгов, отражающих сложные проблемы в виде простых,запоминающихся стереотипов; 4. организация событий, привлекающих внимание общественности; 5. опережение оппонентов в интерпретации происшедшего; 6. необходимость постоянного и непрерывного использования в ходе кампании всех возможных каналов влияния на общественное мнение и пропаганды новых идей и убеждений.
Ремесло, практика и тактика связей с общественностью на всём протяжении истории цивилизации в значительной мере определялись развитием средств коммуникации и распространения информации, техническими возможностями общества. Безусловно возможности эти не идут ни в какое сравнение с ХХ веком, когда связи с общественностью всё более стали полагаться на электронные средства коммуникации - телеграф, телефон, факсимильную связь, телексы, спутниковую связь, кино, радио и телевидение. А теперь ещё и компьютерные сети и сотовые телефоны.
Объективная необходимость в развитии профессионального института паблик рилейшнз возникает только в обществе, где личность пользуется всей гаммой гражданских прав и свобод, где человек воспринимается как индивидуальность, на поступки которой можно повлиять лишь поощрением, убеждением, личной заинтересованностью, а не приказом или подчинением тотальной воле государства или коллектива. В таких условиях возникает историческая потребность в паблик рилейшнз.
Эпоха Франклина Рузвельта ПР в действии.Это период «великой депрессии» годов и эпоха «нового курса», когда президент вывел страну из кризиса.
Основной метод Рузвельта - терпеливая разъяснительная работа с использованием всех средств коммуникации и, в первую очередь, личного влияния. Он проектировал имидж уверенности в себе и счастливого человека, чего больше всего недоставало рядовым американцам. В знаменитых «радиобеседах у камелька» в простой, доходчивой и интимной форме президент разъяснял соотечественникам суть и необходимость своих реформ. «Новый курс», расширявший вмешательство государства в дела свободного рынка, стал поводом для разжигания борьбы монополий с государством. Чем масштабнее становилась эта кампания, тем острее чувствовалась потребность в пиарменах.
Важнейшим стимулом развития ПР как системы стала концентрация и монополизация капитала. Одним из элементов этого стало появление массовой прессы.
Развитие института паблик рилейшнз стимулировалась также причинами политического порядка.Устанавливаются специфические отношения между государственными учреждениями и другими общественными институтами. Появляются «группы интересов», которые неразрывно связаны с «лоббизмом», который ни как не мог обойтись без опыта, науки и искусства паблик рилейшнз. Существовали и экономические причины развития системы ПР. Они, безусловно, были весомее политических. Здесь имеются ввиду научная и практическая деятельность по изучению рынка (Marketinq ), «неценовая конкуренция», реклама, паблисити и т.д.
Общество ПР США Ведёт свой отсчёт с 1936 г., с момента образования ведущими практиками этой сферы Национальной ассоциации советников по ПР В 1948 г. Ассоциация слилась с другой профессиональной организацией, основанной в 1939 г., Американским советом по вопросам ПР Америки. Наконец в 1961 г. Произошло слияние с ещё одной национальной ассоциацией - Американской ассоциацией ПР. Название осталось прежним - Общество ПР Америки. В нём насчитывается более 15 тыс. членов. Имеет более 100 тыс. Отделений в различных городах США.
Еще ПР в США Помимо Общества ПР Америки, являющегося организацией общенационального масштаба, в США существуют специализированные (отраслевые) ассоциации специалистов по ПР, работающие в области образования, сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и социального обеспечения, религии, спорта и пр. Общество тесно связано с могущественной организацией бизнеса - Национальной ассоциацией промышленников. Все организации ведут исследовательскую работу, издают справочную и методическую литературу, проводят семинары, занимаются просветительской деятельностью.
ПР в Великобритании В 1984 г. здесь начал свою деятельность Институт паблик рилейшнз, заложивший фундамент этой профессии в стране.
Национальные системы ПР возникли в Канаде, Франции, Германии, Голландии, Австрии, Греции, Испании и т.д. Более чем в 60 странах мира.
Международная организация ПР Идея родилась ещё в 1949 г. в Лондоне во время частного совещания специалистов по вопросам связей с общественностью Голландии и Англии. В 1950 г. Под эгидой Голландской королевской международной торговой ярмарки и голландского общества ПР в Амстердаме собралась группа руководителей ведущих фирм Великобритании, Голландии, Франции, Норвегии и США, работающих в этой области был создан Временный международный комитет. После 5 лет работы этого комитета, 1 мая 1955 года в Лондоне была основана Международная ассоциация ПР, избран Совет и одобрен официальный Устав МАПР.
Кодекс профессионального поведения МАПР Одобрен в 1961 г. в Венеции, и особенно Афинский кодекс 1965 г., считающийся «моральной хартией».Базируется на Всеобщей декларации прав человека
В 1964 г. МАПР признана ООН, как советник Социально- экономического комитета ООН и ЮНЕСКО как негосударственная организация по категории:«отношения взаимного информирования »