Связи с общественностью Составитель: Поляков В.В. Профессор кафедры ВИПС ИМОСТ ВГУЭС
Тема:Сущность и содержание PR Определение понятия и близкая к ним деятельность Принципы и функции паблик рилейшнз Требования к личным качествам специалиста PR Образование специалистов по паблик рилейшнз
Две предпосылки развития ПР только с начала 20 века: Две предпосылки развития ПР только с начала 20 века: 1)Растущая индустриализация обусловила напряженные отношения между общественностью и предпринимателями; 2)Удешевление производственного процесса в СМИ сделало их более доступными, и их влияние на общество возросло.
Определение Паблик рилейшнз - это «наука и искусство налаживания взаимного понимания и доброжелательности между личностью, фирмой или учреждением и общественностью» (Вебстерский толковый словарь)
«Паблик рилейшнз -это функция управления, способствующая налаживанию или поддержанию взаимовыгодных связей между организацией и общественностью, от которой зависит её успех или неудача». Монография «Эффективные паблик рилейшнз» С. Катлип, А. Сентер и Г. Брум.
Условия развития ПР в России 1. Наличие про рыночной атмосферы. 2. Опыт стран развитой демократии. (особенно отработанная система базового образования в подготовке ПР-специалиста) 3. Уже сформулированы основные квалификационные требованиями к дипломированному ПР-специалисту. 4. Сложилось устойчивое представление о месте ПР-подразделения в структуре организаций и функциях его персонала.
ПР - процесс приведения к взаимосогласованною частных интересов и общественного блага Целью ПР является достижение взаимопонимания. У ПР имеются две функции: 1. информировать общественность; 2. способствовать убеждению общественности, влиять на её представления. Э.Бернейс «Анализируя общественное мнение».1923 г.
Генеральная цель ПР -формирование ситуации успеха фирмы в обществе. Основные цели: 1: Позиционирование объекта ПР 2. Повышение имиджа 3. Антиреклама (снижение имиджа) 4. Отстройка от конкурентов 5. Конртрреклама (отмыв) 6. Отслеживание изменений в политике, общественном мнении, настроении масс
Слоганы определения ПР: «Путь к общественному благу». «Инженерия общественных отношений». «Кристаллизация общественного мнения» «Улица с двусторонним движением». «Сознание организации». «Курочка снесла яичко - надо покудахтать»
Стандарты и этические нормы ПР зафиксированы в Римской, Хельсинской и других международных Хартиях. Национальных декларациях и государственных документах. Научных трудах и в теоретических концепциях.
Паблик рилейшнз и близкая к ним деятельность. 1.Маркетинг. 2.Пресс-посредничество. 3.Промоушн, продвижение, содействие. 4. Общественные дела (лоббирование - особая часть). 5.Паблисити. 6. Реклама 7.Торговля
Принципы PR 1. Имеют дело с реальной, а не воображаемой действительностью, с фактами, а не с фикцией 2. Профессия ориентированная на интересы общественности, а не на собственную выгоду. 3. Пиэрмену необходимо быть мужественным, чтобы не побояться сказать нет клиенту или отказаться от выполнения программы, вводящей общественность в заблуждение. 4. Пиэрмен обязан сохранять чистоту каналов СМИ через которые он обращается к клиенту.
Принципы PR ( продолжение) 5. Пиэрмен обязан быть эффективным коммуникатором, уметь достигать взаимопонимания 6. Работники пиар должны хорошо знать мнения и настроения клиентов. 7. Они не должны надеяться на интуицию, а обязаны опираться на выводы социальных наук - психологию, социологию, социальную психологию, изучать общественное мнение, процессы коммуникации и семантики. 8. Должны постоянно привлекать и адаптировать к своим условиям разработки смежных дисциплин.
Принципы PR (окончание) 9. Работники служб пиар обязаны разъяснять общественности суть проблем заблаговременно, ещё до до того, как они перерастут в кризис. 10. Деятельность работников пиар следует оценивать на основании единого критерия- этики поведения. Авторы принципов Д.Ньюсом, А.Скотт, Дж.Турок «Это ПР. Реалии паблик рилейшнз»
Функции паблик рилейшнз 1. Контроль мнения и поведения общественности с целью удовлетворения потребностей и интересов прежде всего организации, о имени которой проводятся ПР- акции. 2. Реагирование на общественность, то есть организация готова прислуживать ей. 3. Достижение взаимовыгодных отношений между всеми связанными с организацией и группами общественности путём содействия плодотворному взаимодействию с ними
Четыре исторические модели последовательного развития и расширения функций паблик рилейшнз: 1.Пресс-посредническая модель, или «паблисити».Известна очень давно. 2.Модель, подчинённая информированию общественности. 3. Двусторонняя асимметричная модель. 4. Двусторонняя симметричная модель.
Требования к личным качествам специалистов по PR. Существует множество подходов и вариантов требований, сформулированных различными авторами: специалистами- теоретиками и практиками. Патриарх науки и практики паблик рилейшнз в Америке Э.Бернайз, например, выделял 11 личностных качеств, необходимых специалистам по паблик рилейшнз: (см. следующий слайд)
1. Сильный характер, честность и прямота. 2. Здравый смысл и логичность суждений. 3. Способность творчески и нестандартно мыслить. 4. Правдивость и рассудительность. 5.Объективность. 6. Глубокая заинтересованность в разрешении проблемы. 7. Широкая культурная подготовка. 8. Интеллектуальная пытливость. 9. Способность к анализу и синтезу. 10.Интуиция. 11. Знание социальных наук и технологий связей с общественностью.
Учебный план для студентов, овладевающих профессией паблик рилейшнз можно представить в виде трех концентрических колец. Самое маленькое охватывает предметы, непосредственно связанные с методологическими и практическими вопросами собственно паблик рилейшнз. Среднее кольцо содержит предметы, касающиеся общих вопросов коммуникации. Третье - самое большое - включает перечень общеобразовательных дисциплин.