Тема 6. Конфуцианство и учение о человеке История и личность «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР Петрова Наталья Владимировна
Цели и задачи лекции 2 Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения: 1. Определение религиозных течений 2. Владение религиозной терминологией Задачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями конфуцианства, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы 3 1. Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе. 2. Адекватное восприятие представителей других культур и традиций. 3. Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Содержание 4 1. Ключевые понятия 2. Учебный материал 3. Рекомендуемая литература
Ключевые понятия 5 «Луньюй»(«Изречения») – Не систематизированные высказывания Конфуция в форме беседы с учениками. «Цзюнь цзы» - «Благородный муж». «Ли» - соблюдение ритуалов и обычаев. «Жэнь» - гуманность. «И» - справедливость.
Учебный материал 6 Основатель – Конфуций (551 – 479 гг. до н.э.). О жизни Конфуция не сохранилось ни одного надежного свидетельства, поэтому существуют разные биографии этого человека. Родился в царстве Лу. Имя при рождении – Кун-Чжунни-Цю. Позднее взял имя Кун-Фу-Цзы (Мастер из рода Кун). Возможно занимал мелкие должности – начальник торговых рядов, начальник отряда юстиции. Скорее всего, занимался преподаванием. Сам он ничего не писал. «Луньюй» - составили его ученики.
Основные категории конфуцианства Существует Дао – путь, вселенский закон, дорога Жизни. Для сохранения гармонии необходимо следовать этим путем. «Ли» - соблюдение ритуалов и обычаев. Ли выступает схемой Дао. Ли дарит красоту церемоний, внутреннее достоинство, нормы человеческого поведения, упорядоченность. 7 7
8 «Жэнь» – вектор силы, который концентрирует все добродетели человека – уважение, доверие, преданность, гуманность, человечность и т.д. (109 категорий). Благодаря жэнь человек принимает решение подчиняться Ли осознанно. «И» - справедливость. Это совершенно справедливое представление о тебе и обо мне. «Не делай другим того, что не желаешь себе». 8
Значение ритуалов Конфуций родился в период Борющихся царств, когда на территории Китая постоянно проходили междоусобицы, власть не задерживалась в одних руках, в обществе царил хаос. Конфуций пришел к выводу, что навести порядок можно только путем стремления к единому обществу с едиными традициями и обычаями. С точки зрения Конфуция, обычаи могут устанавливаться тремя путями: 9 Через приказ Но приказ может быть плохим в силу глупости правителя От общества Но людям трудно договориться между собой Принять традиции, утвержденные Небом Совершенный вариант Устоявшиеся ритуалы и обычаи 9
10 Церемония – это воспитание человеческого достоинства, уважения к себе, то, чем человек отличается от животного. Человек прекрасен не сам по себе, а в обществе. Человек – как сосуд, а совершенный человек – как благородный жертвенный сосуд. Нелюбовь к образованию ведет к развитию недостатков. Чем больше власти у человека, тем более он должен стремиться к идеалу. 10
Категории людей Те, кто обладает врожденными знаниями, стоят выше всех. За ними следуют те, кто приобретает знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступает к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех. Конфуций «Луньюй»,
Благородный муж «Цзюн Цзы» - тот, кто преодолел себя, благородный человек. Цзюн Цзы нужен для того, чтобы правильно управлять государством. Это активная фигура, инициативная личность. Цзюн Цзы полностью свободен от эгоизма, всегда ставит интересы общества выше личных. Основная цель образования по конфуцианству – не набор знаний, а превращение человека в Цзюн Цзы. Учитель – тот, кто является наставником. 12
Запреты для Цзюн Цзы Благородный муж избегает трех вещей: 1. в юности, когда организм еще не окреп, он избегает любовных утех; 2. в зрелом возрасте, когда у него появляются силы, он избегает драк; 3. в старости, когда организм ослабевает, он избегает жадности. Конфуций «Луньюй»,
Конфуций о дружбе Три вида дружбы приносят пользу и три - вред. Когда дружишь с человеком или прямым, или честным, или обладающим большой проницательностью, - это приносит пользу. Когда дружишь с человеком или неискренним, или изворотливым, или бойким на язык, - это приносит вред. Конфуций «Луньюй»,
Конфуций об радости Три вида радости приносят пользу и три вида - вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми, - это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам, - это приносит вред. Конфуций «Луньюй»,
Рекомендуемая литература Гране М. Китайская мысль от Конфуция до Лаоцзы / М. Гране; [пер. с фр. В.Б. Иорданского]. - М. : Алгоритм, с. 2. Грановская Р.М. Психология веры [Текст] : монография / Р. М. Грановская. - СПб. : Речь, с. 3. Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства / А.И.Кобзев. - М. : Вост. лит., с. 4. Конфуцианский трактат "Чжун юн": Переводы и исследования / Сост. А.Е. Лукьянов; Отв. ред. М.Л. Титаренко. - М. : Вост. лит., с. 5.Конфуций. Суждения и беседы [Текст] / Конфуций ; пер. с кит. П. Попова; вступ. ст. А. А. Маслова. - 2-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, с. 6. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е.Лукьянов. - М. : Вост. лит., с. 7. Томпсон М. Восточная философия / М.Томпсон; Пер. с англ. Ю.Бондарева. - М. : ФАИР-ПРЕСС, с 8. Шагинов И.Ю. Религии Дальнего Востока / И. Ю. Шагинов. - М. : Мир книги, с.
17 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.