Тема 7. Даосизм и история становления даосского типа мудреца История и личность «Регионоведение» ИМОСТ, кафедра МОЗР Петрова Наталья Владимировна
Цели и задачи лекции 2 Цель лекции – сформировать у студентов следующие умения: 1. Определение религиозных течений 2. Владение религиозной терминологией Задачи лекции – ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями даосизма, а также дать историко-культурологическую характеристику основателя данного учения.
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения данной темы 3 1. Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе. 2. Адекватное восприятие представителей других культур и традиций. 3. Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Содержание 4 1. Ключевые понятия 2. Учебный материал 3. Рекомендуемая литература
Ключевые понятия 5 Даосизм (кит., пиньинь dàojiào) китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, науки. Существует также даосская философия. Дао ( ) буквально «путь», в даосизме бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире. Дэ ( ) буквально «добродетель» или «мораль». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным. У-вэй ( ) буквально «недеяние» понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать.
Учебный материал 6 Основатель – Лао-Цзы (Ли Эр). Жил примерно во времена Конфуция. Нет достоверных сведений о его существовании. Существует множество легенд по поводу его рождения, жизни и смерти. Основной труд – «Дао дэ Цзин» («Книга о пути и его проявлениях») – Ли Эр написал для начальника заставы, после чего покинул территорию Китая и ушел в неизвестном направлении.
Основные положения даосизма Дао – источник всего сущего, оно безлико, благая сила. Дао неподвижно, но является началом любого движения. Аналогия дао: 1. Женщина – даёт жизнь. 2. Младенец – чистый разум, во власти чувств. 3. Вода – течёт вне зависимости от воли и чувств окружающих. 7
8 Мир таков, каков он есть. Совершенство вокруг нас, но не в нашем воображении. Возврат к совершенству – движение в сторону естественности (исключая насильственное, предумышленное и социально предписанное). Идеальное состояние сознания – мин (просветление). Принцип «уравнивания вещей» - все вещи равны между собой. 8
Даосский мудрец Для гармонии необходимо следовать Дао. Дао нельзя постичь кроме как через реальность. Нет ничего реальнее жизни, а значит постичь Дао можно только через жизнь. Мудрец – тот, кто пестует жизнь через физические методы и правильный внутренний настрой. «Легко перестать оставлять следы, но трудно идти не касаясь земли» - нужно искать гармонию между медитацией и жизнью. 9 9
Даосизм и конфуцианство Даоссы так говорят о конфуцианстве: «Когда устранили великое дао, появились «человеколюбие» и «справедливость». Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников(отец, мать, старший и младший братья, муж, жена) в раздоре, тогда появляются «сыновняя почтительность» и «отцовская любовь». Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и «верные слуги»( честные и преданные государственные деятели)». «Дао дэ Цзин» 10
Дуализм в даосизме Даосизм признаёт существование двух основных начал в мире: инь и ян. Инь - это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. 11
Энергия Ци Ци - это жизненная сила, пульсирующая во всех живых вещах, незримо наполняющая их энергией и движением. Здоровый, сильный и уравновешенный человек имеет хорошую ци; слабый или больной человек имеет плохую ци. Когда человек умирает, энергия ци покидает его тело и остается лишь пустая оболочка. Важно отметить, что понятия ци и «дух» (шэнь) не считались равнозначными. Вот что говорит даосский философ Хуань Чжэнь о соотношении ци и шэнь. «Дух - это дитя ци. Ци - мать духа. Дух и ци следуют друг за другом подобно телу и тени». 12
Культивация энергии Ци Существует несколько аспектов ци, хотя по своей сути это разные проявления одной и той же энергии: Природная ци Энергия природы, растений и животных Небесная ци Энергия неба, звезд и планет Человеческая ци Ваша личная энергия внутренняя энергия человека Домашняя ци Энергия, которая циркулирует в доме Общественная ци Энергия нации или народа Методы совершенствования ци Культивация природной ци Общение с природой Культивация духовной ци Молитва, медитация, чтение священных книг Передача ци Целительство, духовная поддержка Самосовершенствование Учеба, дисциплина, работа над собой Методы фэн-шуй Гармонизация и улучшение качества ци в среде обитания 13
Принципы У-вэй У-вэй – невмешательство, деятельное бездействие. Существует 2 принципа У-вэй: 14 Ни одно усилие не должно быть потрачено даром Не следует делать ничего, что противоречит Дао 14
Рекомендуемая литература 15 1.Дао-Дэ цзин [Текст] / пер.с кит., вступ. ст., коммент. В. В. Малявина. - М. : АСТ : Астрель, , [1] с. 2. Маслов А.А. Загадки, тайны и коды "Дао дэ цзина" [Текст] / А. А. Маслов ; худож.-форм. А. Семенова. - Ростов н/Д : Феникс, с. 3. Притчи человечества / сост.: В. В. Лавский. - М. ; Ростов н/Д : МарТ, с.
16 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.