Фрески Софии Киевской Урок музыки в 6 классе Учитель Гаянова Эмма Миннимулловна МБОУ «Татарско-русская средняя общеобразовательная школа 10 с углубленным изучением отдельных предметов»
СОФИЯ КИЕВСКАЯ Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века.
В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера центральный купол и алтарь. Все остальное пространство, вторые этажи ("полати", или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. Мозаики и Фрески Софии Киевской
До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.
"Христос-Вседержитель" В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне, огромное поясное изображение Христа-Вседержителя.
"Оранта" София Киевская: Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери Оранты(премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.
Кикта, Валерий Григорьевич Валерий Григорьевич Кикта́ (род. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р- на Донецкой области) композитор, профессор Москов ской консерватории.1941Донецкой области композитор Москов ской консерватории
Биография Родился в пос. Владимировка Донецкой области (Украина).Владимировка Украина В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 году композиторское отделение Московской консерватории (класс композиции С. С. Богатырёва иТ. Н. Хренникова), в 1967 году окончил ассистентуру-стажировку при консерватории (руководитель Т. Н. Хренников).1960 году Московское хоровое училище 1965 годуС. С. БогатырёваТ. Н. Хренникова 1967 году В годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор».«Советский композитор» С 1968 года член Союза композиторов СССР, с 1989 года член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 года секретарь Союза композиторов России. С 1989 года член редакционной коллегии журнала «Балет».1968 года Союза композиторов СССР1989 года Союза композиторов Москвы 2006 года 1989 года«Балет» Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).Женеве С 2004 года председатель правления Русского арфового общества (Москва).2004 года
История создания "Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.
"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанр новости. Тип композиции напоминает сюиту (девяти частное произведение): 1. Орнамент 1 2. Зверь нападает на всадника 3. Орнамент 2 4. Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого, 5. Михайловский придел 6. Борьба ряженых 7. Музыкант 8. Скоморохи 9. Орнамент 3.
Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого Главной светской композицией собора София Киевская был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.
"Скоморохи" Большой интерес представляют фигуры скоморохов: музыкант со смычковым инструментом, сидящий на придорожном камне, флейтисты, музыканты, играющие на гуслях и лютне.
"Скоморохи"
"Борьба ряженых" Непосредственно над входом - сцена "Борьба ряженых". Здесь изображен мужчина в маске чудовища, который хочет заколоть вилами усатого воина, вооруженного топором и щитом.
фреска "Музыкант Выше по лестнице, слева на своде - фреска "Музыкант", на которой видим сидящего мужчину, который играет на смычковом инструменте.
Орнаменты Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера.
Живопись Святой Софии Киевской Живопись Святой Софии Киевской пережила многовековую историю, тесно связанную с периодами опустошения собора, с неоднократными перестройками. Во время капитального ремонта в конце XVII начале XVIII века древняя стенопись была почти целиком заштукатурена, а на стенах были выполнены новые композиции масляными красками. О существовании древних фресок постепенно забыли. Только в XIX веке они были случайно обнаружены. В е годы прошлого века росписи Софийского собора были очищены от более поздних наслоений и вновь записаны маслом.
Главный алтарь Софии Киевской Мозаики и фрески собора Святой Софии Киевской выдающийся памятник средневекового монументально го искусства. Наряду с прославленным и ансамблями Равенны, Венеции, Монреале, Палермо, древнего Константинопо ля они занимают видное место в сокровищнице мировой культуры.
Вывод Памятники зодчества и архитектуры вызывают у композитора чувство необыкновенного подъема, идущее из глубины души. И это чувство композитор воплощает в музыке. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.