Хозяйственное право "Менеджмент организации" ИПУ, кафедра Гражданского права Пурге Анна Роландовна Правовое регулирование конкуренции и монополистической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Понятие конкуренции 2. Монополия и ее виды 3.Действия, направленные на ограничение конкуренции 4. Антимонопольный орган и его правовой статус
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 1. Булатецкий Ю.Е., Машкин Н.А. Хозяйственное (предпринимательское) право: учебник. / Ю.Е. Булатецкий, Н.А. Машкин. – М.: Норма, – 752 с. 2. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин АН. Свод хозяйственных договоров и документооборота предприятий. В 2 томах./ А. В. Брызгалин, В. Р. Берник, А. Н. Головкин.- М.: Норма, – 592 с. 3. Круглова Н.Ю. Хозяйственное право: учебник. / Н.Ю. Круглова. – М.: Изд-во Высшее образование, – 857 с. 4. Предпринимательское (хозяйственное) право. Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С. – М.: Волтерс Клувер, с.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается ил ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. При этом под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенных для продажи, обмена или введения в оборот.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Юридическим содержанием конкуренции характеризуется следующими признаками: 1)Конкуренция – это рыночная состязательность хозяйствующих субъектов; 2)Конкуренция выражается в их самостоятельных действиях; 3)Конкуренция осуществляется между самими субъектами предпринимательства; 4)Конкуренция существует в определенных экономико–правовых сферах предпринимательской деятельности, именуемых рынками; 5)В большинстве случаев конкуренция является естественным регулятором цен на соответствующем рынке; 6)Конкуренция становиться предпосылкой для реализации прав потребителей.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Осуществляется конкуренция через так называемые конкурентные действия. Различаются: a)Ценовые конкурентные действия или ценовая конкуренция; b)Неценовые конкурентные действия или неценовая конкуренция. Конкурентные действия одновременно целенаправленно воздействуют: a.На потребителя путем привлечения его спроса; b.На конкурента и его деятельность путем отвлечения его от потребителей. На поддержание конкуренции направлено антимонопольное законодательство.
ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на защиту конкуренции, в том числе на предупреждение и пресечение: 1. Монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2.Недопущения, ограничения, устранения конкуренции гос. органами. В качестве признаков ограничения конкуренции Закон о конкуренции выделяет: a)Сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном ранке; b)Рост или снижение цены товара на товарном рынке; c)Отказ хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на товарном рынке; d)Определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами; e)Иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта.
МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ Характерными особенностями монополии являются следующие факторы: рыночная сфера состоит из одной фирмы, являющейся единственным субъектом; покупатель должен приобрести товар у монополиста или обходиться без него; нет близких заменителей монополизированного продукта; В этих условиях монополист диктует цену; Монополия предполагает наличие барьеров для развития иных производителей. Для рынка естественных монополий характерен так называемый неэластичный спрос на товары и услуги.
МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ Выделяют следующие виды монополий. 1. Государственная монополия – это монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа. Цели создания государственной монополии: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства. 2. Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ВИДЫ 3. Искусственная монополия. Эта монополия является самой распространенной и опасной для свободы конкуренции. Такого рода монополия преднамеренно меняет структуру рынка – создает барьеры для вхождения на рынок новых предпринимателей; ограничивает субъектам, которые не вошли в монополистическое объединение, доступ к источникам сырья и энергоносителям и т.п. 4. Рыночная монополия. Такого рода монополия образуется в результате предпринимательской деятельности под воздействием различных факторов, в частности, в результате победы в добросовестной конкуренции определенного хозяйствующего субъекта и выхода с рынка других конкурентов; посредством концентрации капиталов и объединения хозяйствующих субъектов; в случае, когда хозяйствующий субъект впервые предложил потребителям совершенно новую продукцию.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ К действия, направленным на недопущение, ограничение или устранения конкуренции, относят: a)Монополистическая деятельность; b)Недобросовестная конкуренция; c)Антиконкурентная практика государственных органов. Рассмотрим их более подробно. I.Монополистическая деятельность – это противоречащие антимонопольному законодательству действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ Можно выделить такие виды монополистической деятельности как: Злоупотребление хозяйствующих субъектов, группой лиц своим доминирующим положением; Соглашения или согласованные действия, ограничивающие конкуренцию и запрещенные антимонопольным законодательством. II.Недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ Можно выделить следующие виды такой конкуренции: 1. Приобретение конкурентных преимуществ за счет дискредитации конкурента и его деятельности. 2. Приобретение конкурентных преимуществ за счет введения потребителей в заблуждение в отношении существенных характеристик предлагаемых им товаров. III.Антиконкурентная практика органов власти. Органами власти запрещено: Во-первых, принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных ФЗ случаев; Во-вторых, заключать в любой форме соглашения между собой или между ними и хозяйствующими субъектами, а также осуществлять согласованные действия, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС Федеральная антимонопольная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы. В процессе своей повседневной деятельности ФАС РФ реализует следующие представленные ей полномочия: a)Возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства; b)Выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания; c)Направляет в Федеральную службу по финансовым рынкам, ЦБ РФ предложения о приведении в соответствии с антимонопольным законодательством принятых ими актов или прекращения их действий;
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН И ЕГО ПРАВОВОЙ СТАТУС d)Привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации; e)Обращается в арбитражный суд с исками о нарушении антимонопольного законодательства; f)Учувствует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением или нарушением антимонопольного законодательства; g)Ведет реестр хозяйствующих субъектов; h)Осуществляет иные полномочия
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.