Тема 9. Корпоративная культура как эффективный инструмент развития персонала Основы управления персоналом Тема 9. Корпоративная культура как эффективный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Корпоративная (организационная) культура это базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение на рабочем.
Advertisements

Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Инновации в управлении персоналом как ресурс работы PR-специалиста Сергеева Виктория И-121 РГУИТП СФ Ключ к успеху бизнеса в инновациях.
1. Безусловное выполнение предусмотренных Конституцией прав и обязанностей граждан в трудовой области; соблюдение всеми организациями и отдельными гражданами.
Развитие корпоративной культуры и поддержка лидерства как проявление политики КСО Выполнила студентка 3 курса Менеджмент Карбуненко Татьяна.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
МАОУ Гимназия января 2012 года. Организационная (корпоративная) культура – это ценности и нормы, разделяемые большинством членов организации, а.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Стратегический менеджмент. Тема 10. Создание ресурсов и управление организацией для успешной реализации стратегии.
Тема 3. Формирование корпоративного имиджа Дисциплина «Имиджелогия в социокультурном сервисе»
Эффективность взаимодействия между бизнес - структурами внутри холдинга HR в крупных холдинговых производственных структурах Предоставлено Владиславой.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Этапы планирования потребности в персонале
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
Принцип управления персоналом НаучностиФункциональностьАдаптивностьИерархичность ПропорциональностьЭкономичностьКомплексностьЦелеполагание КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ.
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА БИЗНЕС-РЕЗУЛЬТАТ Идеи для настоящего и будущего ЦРП «Бизнес-Инсайт»
Принципы менеджмента качества. Восемь принципов менеджмента качества п.0.2: Ориентация на потребителя. Лидерство руководителя. Вовлечение работников.
Организационная культура включает в себя набор ценностей, правил, норм, убеждений, традиций, стереотипов и поведенческих моделей, которые разделяются.
Модульная программа тренингов развития деловых навыков СОДЕРЖАНИЕ О Компании Преимущества модульной программы тренингов Тематика модулей Краткое содержание.
Тема 6 План Видение организации Определение миссии организации Определение целей в стратегическом управлении Эффективность целей Дерево целей.
Транксрипт:

Тема 9. Корпорадивная культура как эффективный инструмент развития персонала Основы управления персоналом Тема 9. Корпорадивная культура как эффективный инструмент развития персонала Черная И.П., д-р.экон.наук © ВГУЭС

9.1. Корпорадивная культура в компании: факторы, цели, содержание 9.2. Основные задачи «управляемой » корпоративной культуры 9.3. Механизмы развития корпоративной культуры

Дополнительная литература Левкин Н. Организационная культура: необходимость систематизации ключевых положений// Проблемы теории и практики управления : международный журнал С Пригожин А. И. Организационная культура и ее преобразование// Общественные науки и современность С Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб, 2006 Шаталова Н.И. Организационная культура. М., 2007

Корпорадивная (организационная) культура это базовый набор представлений, взглядов и внутренних правил, которые постоянно направляют поведение сотрудников организации на рабочем месте.

Составляющие корпоративной культуры Корпорадивная культура Деловая среда (Реалии внешней среды) Ценности (Основные идеи и верования персонала, миссия, девиз) Герои (Прирожденные и ситуационные) Обряды и ритуалы (Игра, ритуалы и церемонии) Коммуникации (передача мифов)

Факторы,влияющие на организационную культуру Корпорадивная философия Национальная культура Профессиональная культура Конкурентная среда Государственные законы Идеология МентальностьМода ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА Элементы организационной культуры Миссия Командный дух Базовые ценности Стиль руководства Социальное партнерство Фирменный стиль Коммуникации Деловой этикет Мотивация и стимулирование Имидж

7 Подходы к корпоративной культуре: Социоконструктивистский подход Теория хаоса Антропологический подход

Корпорадивная культура: ценности и нормы, которые регулируют поведение сотрудников на работе Поддержания мотивации и лояльности Создаёт благоприятный социально – психологический климат в компании. Удерживает сотрудников в компании даже в неблагоприятные для неё времена. Создаёт условия для раскрытия потенциала всех сотрудников: побуждает к продуктивной и качественной работе с помощью справедливой системы мотивации Корпорадивная культура: основные функции Интеграции компании Создаёт единое видение будущего: интегрирует всех сотрудников вокруг достижения целей компании благодаря достижению личных целей сотрудников Информационного обмена создаёт простую и эффективную систему обмена деловой информацией внутри компании Адаптации к внешней среде Сильная культура создаёт новое отношение к качеству продукции (услуг) и Клиентам компании, тем самым повышая конкурентоспособность организации на рынке Сильная корпорадивная культура выполняет функции:

Корпорадивная культура: ценности и нормы, которые регулируют поведение сотрудников на работе 4. Корпорадивная культура и система менеджмента Стратегия бизнеса: благодаря сильной корпоративной культуре цели компании становятся личными целями его сотрудников Маркетинг: благодаря сильной корпоративной культуре повышается конкурентоспособность компании Персонал: Сильная корпорадивная культура интегрирует все мероприятия по управлению персоналом в единую систему, что позволяет добиваться большей отдачи сотрудников в работе Структура компании: нормой сильной корпоративной культуры становится следование существующим правилам и нормам, что упорядочивает бизнес процессы в компании

Ценности и нормы корпоративной культуры В отношении к работе: к работе, как таковой; к целям предприятия; к качеству работы; к обмену информацией внутри предприятия; к репутации \ имиджу предприятия ; к необходимости и важности обучения; к принятию решений (кто, как и какие); к понимаю конкурентных преимуществ; к дисциплине, как норме культуры; к кризисам и провалам; к переменам и инновациям; к карьерному и профессиональному росту; к роли и функциям оценивания и контроля; к новым сотрудникам (наставничество); к рабочему и свободному времени. Ценности компании проявляются в виде отношения людей к различным сферам её деятельности. В отношении к людям: к людям, как ресурсу предприятия; к клиентам (внешним и внутренним); к важности доверия; к этике взаимоотношений; к стрессам и конфликтам; к правилам поощрения и наказания; к этике взаимодействия в системе «руководитель – подчинённый»; к авторитету и имиджу руководства; к стереотипам, как к помехам.

Таблица соответствий типологий корпоративных культур. Автор ПараметрТипы корпоративной культуры Хэнди Централизаци я Силовая культура Персональна я культура Культура поручений Ролевая культура Грэйвс Управление Варварская культура Президент- ская культура Монархи- ческая культура Культура «фараонов» Констан- тине Коммуникаци и Открытая культура Синхронная культура Случайная культура Закрытая культура Базаров Доктрина в менеджменте. Органическа я культура Партисипа- дивная культура Предпри- нимательска я культура Бюрокра- тическая культура

Корпорадивная культура становится более очевидной в трех ситуациях: Когда в организацию приходят новые сотрудники, они очень восприимчивы к изучению "связей" организации. В дополнение к тому, что они стараются понять, чего от них ждут, работники хотят знать такие факторы, как потенциальные награды за работу, потенциальное продвижение по иерархической лестнице, дисциплинарные процедуры. Новые сотрудники узнают больше из историй, которые они слышат и ситуаций, с которыми они сталкиваются. Корпорадивная культура организации становится очевидной, когда в нее попадают новые работники. Когда субкультуры конфликтуют и приписывают стереотипические характеристики друг другу. Конфликт между культурами обеспечивает ясную картину доминантной субкультуры. Являясь меньшинством, члены субкультуры чувствуют себя так, как будто они представляют собой протекционистское общество, которое должно отстаивать свое различие от большинства и защищать своих членов от подавления. То есть, описание одной группы другой и их конфликты могут дать богатую информацию о культуре и о ее субкультурах. Поведение высших менеджеров является третьим индикатором культуры – через свое персональное поведение, выражаемое в том, что они говорят, кого они награждают, какие действия они одобряют; через формальные системы они создают побудительные механизмы, отчетные механизмы, программы оценки.

Ситуация необходимости преобразования организационной культуры Руководство организации уверено в целостности организационной культуры своей фирмы и в эффективности проводимой политики Неоднозначность восприятия организационной культуры членами организации Сотрудники различных подразделений по-разному представляют и оценивают организационную культуру своей фирмы Проблемная ситуация

7. Этапы проекта Этап второй: создание модели новой корпоративной культуры Этап третий: коррекция существующей (внедрение новой) корпоративной культуры Этап первый: диагностика существующей корпоративной культуры Попытки изменения корпоративной культуры вызывают активное или пассивное сопротивление сотрудников. Для снятия этого сопротивления необходима диагностика существующей корпоративной культуры. Данные, полученные в ходе подобной диагностики позволяют учитывать множество важных факторов при внедрении и создании новой культуры, что, в итоге, позволяет избежать значительное количество трудностей на этапе внедрения "желаемой" корпоративной культуры.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ Этап первый: Диагностика корпоративной культуры: основные направления Лояльность сотрудников Изучается уровень лояльности (количественные критерии), факторы, действующие в конкретной компании, которые поддерживают \ понижают лояльность её сотрудников. Система мотивации персонала Изучается система мотивации персонала в целом, мотивирующие и демотивирующие факторы, влияние фактора справедливости на персонал компании, те мотивирующие факторы, которые в наибольшей мере определяют желание сотрудников трудиться с полной самоотдачей. Социально – психологический климат в компании Изучается эмоциональный аспект отношений в трудовых коллективах, зоны потенциальной напряжённости и её причины. Особенности лидерства (стилей управления) в компании и отношение к ним сотрудников. Организационные коммуникации компании Изучаются существующие практики взаимодействии между подразделениями компании, специфика обмена информацией Система внутреннего PR

Этап второй: создание модели новой корпоративной культуры СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Корпоративные СМИ \ Интернет портал Создана модель корпоративных средств массовой информации: корпоративного издания, сайта, внутренней корпоративной символики Корпорадивная карта сотрудника. Буклет, в котором будут отражены ценности и нормы корпоративной культуры, история компании, её традиции, принципы работы и другая важная для работы информация. Система обучения персонала Внесены корректировки в систему обучения персонала с учётом требований новой корпоративной культуры; Разработан новый \ откорректирован существующий корпоративный стиль: корпорадивная символика, стиль, дизайн Правила совещаний \ переговоров Будут усовершенствованы правила проведения совещаний, переговоров, общения с внутренними и внешними клиентами; Система мотивации \ аттестации \ оценки \ отбора персонала Будут внесены корректировки в систему мотивации персонала, процедуры приёма, оценки и аттестации; ШАГ 2 : создание рабочий группы в составе консультантов и представителей Клиента. Цель – создание концепции внутреннего PR (корпоративных документов, правил и процедур), а также всей необходимой корпоративной символики. В ходе работы рабочей группы будут созданы следующие документы \ процедуры: Прописаны новые \ откорректированы существующие принципы и правила работы с внешними и внутренними клиентами Все документы будут выражать согласованное на предыдущих этапах видение желаемой корпоративной культуры Разработаны принципы проведения корпоративных мероприятий

17 ОРГАНИЗАЦИЯ Н Ц Е Н СТ И НО Р М Ы П Р А В И Л А О Стратегию компании создают и реализуют люди, которые в ней работают – носители корпоративной культуры. Общая корпорадивная культура задает рамки, в которых люди могут мыслить и действовать и из которых будут исходить Стратегия Стратегия предопределена корпоративной культурой!

18 Уровни управления Руководство Сотрудники Общее направление стратегии и принятие решений: Какие цели будут считать важными Какая информация будет считаться существенной Сбор информации и разработка конкретных задач и мероприятий: Какую информацию будут считать важной Насколько ответственно относятся к разработке, отбору информации Степень предвзятости Оперативное управление – методы реализации; мотивация и управление персоналом: Какие методы будут считаться достаточными Какие методы будут считаться допустимыми Операдивная деятельность – реализация конкретных мероприятий: Как относятся к реализации Насколько глубоко понимание целей компании Инициативность Степень сопротивления Этапы стратегического процесса Реализация стратегии Стратегическое планирование

Последовательная модель изменения корпоративной культуры. Этап МетодыРезультат 1 Обучение высших менеджеров, новых и старых сотрудников предприятия. Индивидуальные и групповые психотрениннги, семинары и практические занятия при активном участии руководства и ключевых членов предприятия Создание корпоративного учебного центра. Изменение поведения сотрудников. Формирование команд Переформулирование миссии предприятия 2 Создание «прозрачной» организации для всех сотрудников Ознакомительные семинары, новые формы оплаты труда Внедрение системы плавающих окладов. Интеграция коллектива 3 Отбор и укомплектование персонала в соответствии с планируемыми изменениями Акдивная работа департамента персонала Система оценки эффективности работы департамента персонала. Персонал максимально соответствующий

20 Пример: изменение корпоративной культуры Кофе Хауз «Многие заявили, что не хотят быть винтиками в большой корпорации» Ушло 50% менеджеров Лояльность персонала упала Продажи упали на 20% Новые стандарты и ценности: Курить можно только с разрешения менеджера Штрафы за опоздания Ногти разрешалось красить только неярким лаком Жесткий контроль: «Контрольные листы наблюдения» за каждым сотрудником Топ-менеджер 3 раза в день посещал каждое заведение Постоянные указания на ошибки и промахи 1 этап реформирования После 3 месяцев реформ Не учли специфики ранее существовавшей культуры Начали изменение слишком резко и «в лоб» Не использовали рычаги изменения культуры в комплексе Причины проблем За основу взяли хорошо известные топ-менеджеру стандарты McDonalds Цель стратегии: активное развитие сети, выход в регионы Приглашение топ-менеджера из McDonalds Проблема, препятствующая росту: неструктурированность бизнеса, отсутствие единых корпоративных стандартов Источник: семинар АЛЬТ

21 Пример: изменение корпоративной культуры Кофе Хауз Источник: семинар АЛЬТ Тренинги, наставничество Аттестация и обратная связь Корпоративные события «Столь стремительных темпов роста нам удалось достичь во многом благодаря тому, что мы отошли от директивного стиля руководства и заручились поддержкой персонала». Владислав Дудаков, генеральный директор Кофе Хауз «Столь стремительных темпов роста нам удалось достичь во многом благодаря тому, что мы отошли от директивного стиля руководства и заручились поддержкой персонала». Владислав Дудаков, генеральный директор Кофе Хауз 2 этап реформирования: исправление ошибок 1. Топ-менеджеры признали, что «перегнули палку»: «Ограниченные сжатыми сроками, мы были слишком агрессивны» «Внедрение новых стандартов в основном состояло из постоянных требований и претензий к персоналу» «Мы забывали положительно стимулировать персонал» 2. Создание департамента по обучению и донесению корпоративной политики 3. Вовлечение наиболее активных сотрудников в процесс формирования корпоративной культуры 4. Конкурсы и соревнования между кофейнями Показатели среднего чека Лучшие продажи сезонного продукта

В краткосрочном периоде можно говорить о возможности сглаживать и до некоторой степени корректировать культурные особенности организации Чтобы изменить корпоративную культуру в корне, необходима длительная и целенаправленная работа Рычаги изменения корпоративной культуры в обоих случаях одинаковы.

Корпоративн ые юбилеи, соревнования, внутренний имиджевый PR и т.д. Пять рычагов изменения организационной культуры Вера топ- менеджеров в декларируемые ценности Демонстрация желаемого поведения Изменение стиля руководства Корпоративный университет, передача видения будущего вниз по цепочке от руководителя до рядового сотрудника, и т.д. Пример ключевых лиц Трансляция ценностей и поведения События Изменения в системе управления Изменения в составе персонала Увольнение, переназначение сотрудников, неперспективных с точки зрения целевых ценностей и поведения; Найм и продвижение сотрудников - носителей необходимых ценностей. Источник: семинар «АЛЬТ» Изменения в стимулировани и, организационно й структуре и процедурах, информационно й системе, рабочем окружении, и т.д.

Корпорадивная культура – это набор поддерживаемых организацией основополагающих ценностей и стандартов, убеждений, этических норм, верований и ожиданий, которые бездоказательно принимаются большинством сотрудников, задают людям ориентиры их деятельности и определяют способ объединения и согласованность действий управленческого звена, структурных единиц и отдельных сотрудников. Ключевые факторы, оказывающие влияние на формирование корпоративной культуры компании: –личность руководителя, –сфера бизнеса, особенности технологии, –нормы и требования среды, –этап развития компании. Истинная роль главного руководителя состоит в том, чтобы управлять ценностными установками организации. Т. Питерс, Р. Уотермен

Разработка Корпоративного Кодекса Выявление основных ценностей компании «как есть» Видение основных ценностей компании в будущем «как надо» Положительные ценности, которые есть сейчас и будут нужны в будущем Отрицательные ценности, которые есть сейчас, но не будут нужны в будущем Определение противоположных положительных ценностей Положительные ценности, которых нет сейчас, но будут нужны в будущем Корпоративный Кодекс Нормы и правила

Формы и методы работы Составляющие приверженности Методы формирования Интеграция 1. Брендинг 2. Корпоративные СМИ 3. Корпоративные стандарты Вовлеченность 4. Обучение и развитие персонала 5. Корпоративные конференции, семинары 6.Конкурсы, поощрение инициатив Лояльность 7. Социальные программы, льготы и привилегии 8. Корпоративные праздники, поздравления 9. Семейные программы 10.Спорт, культура, благотворительность, экология

Анализ изменений Для успешного формирования и развития корпоративной культуры требуется постоянный анализ результатов работы по следующим направлениям: –Отношение сотрудников к компании –Удовлетворенность сотрудников работой в компании –Соответствие и расхождение в целях и ценностях работников, подразделений и компании –Влияние объективных изменений во внешней и внутренней среде на цели и ценности работников, подразделений и компании –Появление новых «героев» –Обратная связь по внедряемым проектам