Лекция 10 МАТЕРИАЛИЗМ Л. ФЕЙЕРБАХ и К. МАРКС
План занятий 1. Антропологический материализм Людвига Фейербаха 2. Карл Маркс: диалектический и исторический материализм
Людвиг Фейербах ( ) Антропологический материализм К критике философии Гегеля» (1839) Сущность христианства (1841) Основные положения философии будущего (1843) Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии (1846) О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли (1866) Эвдемонизм ( ) Основные сочинения
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Единство мышления и бытия, о котором трактовала философия тождества Шеллинга и Гегеля, реально лишь в человеке – единственном субъекте мышления. Но человека отличает от животных не только способность мышления: если бы он не отличался от животных в своих ощущениях, то не отличался бы от них и в мышлении. Сущность человека – это прежде всего чувственность, проявляющаяся в многообразии переживаний, стремлении к счастью, любви, т.е. жизни не только ума, но и сердца.
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Человек осознаёт себя человеком лишь в общении, в основе своей – чувственном, с другим человеком: самосознание «Я» опосредовано сознанием «Ты». Самосознание, следовательно, сопровождается осознанием человеческой сущности как родовой: –стремление к единению с другим («Я» с «Ты») –пробуждает осознание принадлежности к роду, –каковое и есть разум (= любовь); –причём эта родовая сущность осознаётся как тождественная во всех индивидах и образующая их родовое единство.
Людвиг Фейербах Антропологический принцип в философии Но между родовой сущностью человека и его индивидуальным существованием имеется противоречие: разум, например (вопреки Канту) ограничен лишь в индивиде, но не в роде. Попыткой преодоления этого противоречия является религия.
Людвиг Фейербах Философия религии … понятие божества совпадает с понятием человечества. Все божественные определения, все определения делающие Бога богом, суть определения рода – определения, ограниченные отдельным существом, индивидом и не ограниченные в сущности рода и даже в его существовании, поскольку это существование соответственно проявляется только во всех людях, взятых как нечто собирательное. Бог есть понятие рода как индивида, понятие или сущность рода; он как всеобщая сущность, как средоточие всех совершенств, всех качеств, свободных от действительных или мнимых границ индивида, есть в то же время существо отдельное, индивидуальное. Л. Фейербах. «Сущность христианства».
Людвиг Фейербах Философия религии Религия – не просто результат корыстного обмана (хотя её и используют в корыстных интересах) и невежества (хотя непонимание её корней и её действительной функции играет существенную роль в её возникновении и в сохранении её в существующей – «отчуждённой» – форме). Сущность религии – в перенесении родовой сущности человека, не реализуемой в индивидуальном человеческом существовании, на индивидуальное существо и в поклонении этому существу как своего рода «идеальному человеку».
Людвиг Фейербах Философия религии В результате такого переноса это антропоморфное идеальное существо оказывается наделённым атрибутами человеческого рода, которых лишены действительные человеческие индивиды: бессмертием, могуществом, всеведением и пр., иными словами – традиционными атрибутами Бога монотеистических религий.
Людвиг Фейербах Философия религии Но такое разрешение противоречия между сущностью и существованием человека ведёт к «отчуждению» – отрыву человеческой сущности от самого человека, противопоставлению первой второму и – сначала идеальному, а потом и реальному – порабощению человека плодом его собственной фантазии. Это «отчуждение» должно быть преодолено: необходимо вернуть реальному, живому «ты» его законное место в мыслях, чувствах и сердце «Я», не по праву занятое Богом – этой проекцией вовне человеческих желаний.
Карл Маркс ( ) Исторический материализм Экономическо-философские рукописи 1844 года (1844) Святое семейство (1845) Немецкая идеология ( ) Нищета философии (1847) Манифест Коммунистической партии (1848) К критике политической экономии (1859) Капитал (1867 и сл.) Основные сочинения
Антропология Маркса Понятие отчуждения Отчуждение (нем. Entfremdung, англ. и франц. alienation) – философско-социологическая категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса.
Отчуждение в опредмечивании труда – не просто обретение трудом предметного, внешнего существования, а превращение опредмеченного труда в противостоящую, враждебную рабочему силу. Самоотчуждение в процессе труда – превращение труда из специфически человеческой (сущностной) деятельности в нечто навязанное извне, средство удовлетворения животных потребностей. Отчуждение родовой жизни человека – превращение социального (в том числе преобразованной трудом природы) в чуждую силу, служащую лишь средством индивидуального выживания. Отчуждение человека от человека – антагонизация человеческих отношений, вызванная присвоением продукта труда другим человеком (не рабочим) и подчинением ему самого процесса труда. Антропология Маркса Отчуждение труда и его социальные и экзистенциальные последствия Четыре уровня отчуждения
Труд непосредственно ради потребностей (капитал и труд ещё объединены) Меновая торговля (труд отчасти становится источником дохода) Разделение труда и деньги (труд целиком превращается в труд ради заработка) Аграрный труд и рента (капитал и труд выступают ещё в специфических формах) Антропология К. Маркса Буржуазное общество как общество тотального отчуждения Свободный капитал стирает всякую природную и общественную определённость Этапы развития отчуждённого труда
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс … Маркс положил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс. В. И. Ленин. «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов».
Но идея исторической закономерности кажется внутренне противоречивой, поскольку история имеет своим предметом человеческую деятельность. Но если человеческая деятельность не подчиняется законам, историческое знание не может принять форму науки, оставаясь просто набором сведений. Материалистическое понимание истории Проблема исторической закономерности Отрицание свободы воли (фатализм) научность истории не спасает, так как с устранением человеческой специфики устраняется и самый предмет истории. Признание закономерности в природе не создаёт затруднений: объекты, не обладающие волей и сознанием, легко мыслить подчинёнными законам. Каким образом деятельность, направляемая волей и сознанием, может регулироваться законами, по определению не зависящими от воли и сознания? Закон – 1) объективная, существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями; 2) научное положение, отображающее такую связь.
Поведение коллективных общностей можно рассматривать как объективно обусловленное без того, чтобы отрицать при этом свободу индивидуальной воли. Примерами таких общностей являются общественные классы, т.е. группы людей, занимающих одинаковое место в системе общественного производства. Материалистическое понимание истории Классы как субъекты закономерной деятельности Существование и характеристики классов не зависят от воли и сознания членов общества, а обусловлены структурой и характером производства. И всё же историческая закономерность мыслима, поскольку субъектами закономерной деятельности не обязательно должны выступать индивиды. В закономерности поведения социальных общностей проявляется единство значимых характеристик их индивидуальных членов. Общественные классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства.
Материалистическое понимание истории История как объективно детерминированный процесс Люди сами делают свою историю, но они её делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого. К. Маркс. «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта».
Материалистическое понимание истории Понятие материального производства Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии – вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им средства к жизни, – шаг, который обусловлен их телесной организацией. Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё материальную жизнь. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Немецкая идеология».
Материалистическое понимание истории Материальный базис общества и его политико-идеологическая надстройка В общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. К. Маркс. «К критике политической экономии».
Материалистическое понимание истории Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. К. Маркс. «К критике политической экономии».
Вопросы?
1. Антропологический материализм Людвига Фейербаха Антропологический принцип в философии Философия религии 2. Карл Маркс: диалектический и исторический материализм Отчуждение труда и его последствия История как объективно детерминированный процесс Понятие материального производства Структура социальной реальности Историческое развитие как смена общественно-экономических формаций
Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.