Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе Из опыта работы Борисенко А.В.
Инновационная деятельность в преподавании основ безопасности жизнедеятельности Противоречия общешкольного образования в области ОБЖ Методологические аспекты опыта работы Цели достижения опыта работы Проблемы совершенствования методологии преподавания ОБЖ Факторы проектной деятельности в воспитании Инновационные воспитательные технологии в преподавании ОБЖ Направления распространения инновационной деятельности в преподавании ОБЖ
Противоречия общешкольного образования в области ОБЖ 1. Потребностью системы образования в учителях по профилю ОБЖ, их недостаточным количеством и реальной подготовкой учительских кадров, особенно для сельской местности. 2. Наличием новых концепций, документов международного и государственного уровня, декларирующих идеи подготовки личности безопасного типа и отсутствием инновационных технологий проектной деятельности, разработанных и апробированных в практике образования педагогических моделей, транслирующих эти идеи в реальный учебный процесс.
Противоречия общешкольного образования в области ОБЖ 3. Индивидуальной потребностью преподавателя- организатора ОБЖ осуществлять свою профессиональную деятельность в новых условиях применения инновационных технологий в образовательном пространстве и сохранившемся традиционном укладе образовательного учреждения. 4. Наличием постоянной угрозы реальной жизни на подростка, огромного количества литературы по вопросам безопасности и неумением действовать в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, даже элементарных.
Методологические аспекты опыта работы 1)коммуникативные компетенции: а) умение работать в команде; б) умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения; 2)получение знаний учащимися по исследуемой теме с использованием проектных технологий по моделированию реальной обстановки; 3)информационно-коммуникативные компетенции – проектирование деятельности педагога, направленное на получение учащимися качественных знаний по предмету; 4)моделирование ролевых игр; проектная деятельность (умение составлять план действий в экстремальной ситуации);
Методологические аспекты опыта работы 5)модель сочетания индивидуального и коллективного творчества учащихся (урок-игра, урок-диспут, урок- семинар и пр.); 6)воздействие на чувства учащихся и вовлечение их в творческий процесс на уроке; 7)последовательное, преемственное из класса в класс изучение вопросов экологической безопасности, основ здорового образа жизни, чрезвычайных ситуаций и их воздействия на человека (в том числе учащихся), отработка практических навыков и действий в опасных и экстремальных ситуациях при автономном нахождении человека в природных условиях.
Цели достижения опыта работы Формирование осознанной мотивации учащихся для получения знаний о безопасности, как о знаниях, необходимых человеку, для поддержания и сохранения своего здоровья. Обучение учащихся способам выживания при автономном существовании в реальных условиях и с использованием новых технологий проектной деятельности учащихся (например, командно- штабные учения, диалоговые и интегрированные уроки и т.д.). Мотивация своей деятельности, а также деятельности учащихся в получении ими практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи, первой медицинской помощи (1 МП) в экстремальных условиях.
Проблемы совершенствования методологии преподавания ОБЖ 1.Повысить мотивацию обучающихся к учебному процессу по ОБЖ при соблюдении трех условий: мне интересно то, чему меня учат; мне интересно то, чему меня учат; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересен тот, кто меня учит; мне интересно как меня учат. мне интересно как меня учат. Мой педагогический опыт доказывает, что подросток только тогда не растеряется и выживет в любой опасной ситуации, если в его сознании будут выработаны три основных довольно значимых мотивации: Я, хочу! Я, хочу! Я, могу! Я, могу! Я, знаю как! Я, знаю как!
Проблемы совершенствования методологии преподавания ОБЖ 2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования, т.е. уйти от характерного монологизированного типа взаимодействия «учитель-ученик» и заменить его на диалогизацию взаимодействия учителя и учеников. 3.Уделять больше внимания изучению проектной педагогической деятельности и овладению современными информационно - коммуникационными технологиями, позволяющими проводить уроки на современном педагогическом уровне и существенно изменить организацию образовательного процесса, особенно в сельской школе.
Факторы проектной деятельности в воспитании условия работы образовательного учреждения; особенности воспитательной системы; экологические возможности школы и родителей; возрастные особенности детей, уровень их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленность педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
Инновационные воспитательные технологии в преподавании ОБЖ 1)здоровье – основная задача – формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования своего здоровья; 2)интеллект – задача – формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования ученика. Большая роль принадлежит внеклассным мероприятиям; 3)общение – задача – формирование у учащихся культуры общения в системе «учитель - ученик», «ученик - ученик», «взрослый - ребенок»; 4)нравственность – задача – формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни;
Инновационные воспитательные технологии в преподавании ОБЖ 5)досуг – задача – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости; 6)семья – задача – создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагог – дети – родители; 7)гражданин – задача – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Направления распространения инновационной деятельности в преподавании ОБЖ проведение заседаний районного методического объединения по обмену опытом работы преподавателей-организаторов ОБЖ; проведение конференций по ОБЖ среди школ района; ежегодный анализ работы преподавателей- организаторов ОБЖ в текущем году и постановка задач на новый учебный год; выступление с докладами на семинарах, конференциях, совещаниях, заседаниях РМО ОБЖ; участие в семинарах и обмен опытом работы среди преподавателей-организаторов ОБЖ школ Саратовской области.