Исследовательская деятельность младших школьников годы МОУ «СОШ 2 п. Кировский» МО учителей н ачальны х класс ов
Проблема: недостаточное удовлетворение познавательной активности учащихся. Цель: способствовать расширени ю и интегрировани ю знаний учащихся за счет учебно – исследовательской деятельности.
Задачи учебно-исследовательской деятельности: в ыявить и апробировать педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся ; и зучить и применить материалы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.
Гипотеза: организуя учебно- исследовательское общество, мы сформируем первоначальные навыки исследовательской деятельности младших школьников. Объект исследования: процесс о бучени я младших школьников приёмам исследовательской деятельности.
Актуальность Исследовательское поведение – это возрастная потребность ребёнка. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Дети уже появляются на свет с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение.
что это? как это?где это? зачем это?
Чтобы найти пути и средства реализации, необходимо ответить на ряд вопросов. На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи? Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чём он может проявить инициативу? Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? Что будет являться конечным результатом участия ребенка в учебно- исследовательской деятельности? Какими вспомогательными материалами можно обеспечить деятельность?
Педагогическая деятельность направлена на: способы самостоятельного постижения знаний учащимися; формирование у учащихся исследовательской культуры; эмоциональное отношение к образовательному процессу; поиск дальнейшей области применения своих способностей.
На первом этапе программа обучения включает тренинговые занятия, которые направлены на: развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон); развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное); развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? г де? почему?).
Что такое исследование? Как задавать вопросы? Методика проведения самостоятельных исследований. Коллективная игра- исследование. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Презентация исследовательской работы (коллективная деятельность)
Научные исследования и наша жизнь. Методы исследования. Эксперимент познания в действии. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Презентация исследовательской работы (групповая деятельность).
Наблюдение и экспериментирование. Наблюдение и наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. Правильное мышление и логика. Как подготовиться к защите. Презентация исследовательской работы (индивидуальная деятельность).
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Презентация исследовательской работы (индивидуальная деятельность).
Вывод Обучение учащихся началам исследовательс- кой деятельности возможно и осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Особенностью организации является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и слабоуспевающие дети, при этом уровень исследования будет иным.