при обучении химии и биологии Автор: Пряхина Л.А., учитель ВК Верхневязовской средней школы
Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть. С.Л.Рубинштейн
Нет проблемы – нет проекта! В основе каждого проекта лежит проблема.
Проектная технология – это хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен: Для этого учитель должен: направлять учащихся на поиск решения проблемы; уметь организовать и проводить дискуссии; владеть арсеналом поисковых и исследовательских методов; уметь интегрировать знания из различных областей науки.
Каждый ученик при использовании проектной технологии: учится приобретать знания самостоятельно; приобретает коммуникативные навыки и умения; овладевает практическими умениями исследовательской работы.
Учитель + ученик = проект! Учитель помогает ученикам в поиске источников; Сам является источником информации; Координирует весь процесс; Поддерживает и поощряет учеников; Поддерживает непрерывную обратную связь.
Этапы работы над проектом. Подготовительный этап. Организация деятельности. Осуществление деятельности. Презентация результатов. Оценка проекта и выводы.
1 этап- подготовительный. Учитель формулирует: 1- проблему; 2-сюжетную ситуацию; 3- цель и задачи. Учащиеся осуществляют: 1- присвоение проблемы; 2- вживание в ситуацию; 3- принятие и уточнение цели и задач.
2 этап - организация деятельности. Учитель: - предлагает идеи; - определяет сроки. Учащиеся: - вырабатывают план действий; - формулируют задачи.
3 этап – исследовательская деятельность. Учащиеся работают самостоятельно: - консультируются; - «добывают» знания; - готовят презентацию. Учитель не участвует, но: - консультирует; - контролирует; - дает новые знания.
4 этап – презентация проекта. Учитель: - принимает проект; - подводит итоги обучения; - оценивает умения. Учащиеся: - демонстрируют способ решения проблемы; - рефлексию деятельности; - дают взаимооценку.
Оценка проекта и выводы. Учащиеся: Коллективное обсуждение и самооценка. Учитель оценивает: - усилия учащихся; - качество работы; - использование источников; - потенциал продолжения работы по выбранной теме.
Практические вопросы Насколько эта деятельность интересна ученикам? Как правильно организовать деятельность ученика? Какую пользу принесут исследования и совместная работа над проектом?
Виды проекта Информационный Исследовательский
Информационные проекты Химия «Способы переработки нефти». «Применение углеводородов». «Металлы в нашей жизни». «Строительные материалы в нашем доме». «Химия – вред или польза?». «Самое удивительное вещество на свете». Биология «Экология и здоровье человека». «Эхо Тоцкого взрыва». «Биосфера и человек». «Профилактика простудных заболеваний». «Человек и природа».
Исследовательские проекты Химия «Добрые ли у вас удобрения?». «Изучение свойств воды». «Исследование почв». «Предметы бытовой химии в нашем доме». «Косметические средства». Биология «Осенние явления в жизни растений». «Зимующие птицы нашей местности». «Изучение процесса фотосинтеза».
Исследовательский проект по биологии «Зимующие птицы нашей местности». Цели и задачи: - Расширение знаний о зимующих птицах родного края; - Формирование умений по осуществлению поиска нужной информации, ее осмысливанию и формулированию выводов; - Воспитание любви к природе, чувства коллективизма, ответственности за выполнение задания.
Этапы реализации проекта. 1 этап – подготовительный - Какие птицы встречаются в нашей местности? - Где птицы могут покормиться в зимнее время? - Что интересного в поведении птиц вы замечали? - Много ли пишут о птицах в литературе?
2 этап – организация деятельности: Формирование творческих групп. «Биологи» «Географы» «Экологи» «Художники» «Литераторы»
3 этап –работа творческих групп. 4 этап – презентация результатов своего труда. Заключительный этап – выводы учащихся и оценка их работы учителем.
Результаты и достижения учащихся: Возрастает интерес к предмету. Показывают более высокие результаты в учебе. Повышение деловой и творческой активности. Умение самостоятельно ставить проблему и находить ее решение. Возрастает мотивация к последующей проектной деятельности.
Спасибо за внимание!
Успехов в работе!