Народная тема в лирике Некрасова Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель Выявить своеобразие раскрытия темы в стихотворениях Некрасова Выявить своеобразие раскрытия темы в стихотворениях Некрасова Охарактеризовать язык произведений Охарактеризовать язык произведений
Основной тезис урока Некрасов – «печальник народного горя»Некрасов – «печальник народного горя» Народная тема – центральная в творчестве поэта Народная тема – центральная в творчестве поэта Его интересует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера Его интересует не только внешняя сторона жизни народа, но и особенности национального характера
Тройка Образ главной героини – символическое представление судьбы русской крестьянки. Образ главной героини – символическое представление судьбы русской крестьянки. Образ тройки и дороги – метафорическое воплощение представлений автора. Образ тройки и дороги – метафорическое воплощение представлений автора. Автор противопоставляет красоту героини и ее горькую судьбу (усиление трагизма переживаний). Автор противопоставляет красоту героини и ее горькую судьбу (усиление трагизма переживаний).
Несжатая полоса Какими средствами художественной выразительности создает автор образ безрадостной доли крестьян?Какими средствами художественной выразительности создает автор образ безрадостной доли крестьян?
Забытая деревня Особенности композиции: рассказ о случаях из жизни крестьян деревни Особенности композиции: рассказ о случаях из жизни крестьян деревни Трагичность сюжета стихотворения Трагичность сюжета стихотворения Обобщенный образ крестьян: мужики бесправны, наивны, терпеливы Обобщенный образ крестьян: мужики бесправны, наивны, терпеливы
В полном разгаре страда деревенская… Тема стихотворения – тяжелая доля русской крестьянки Тема стихотворения – тяжелая доля русской крестьянки Какими выразительными средствами автор передает свое отношение к героине стихотворения?Какими выразительными средствами автор передает свое отношение к героине стихотворения?
Размышления у парадного подъезда Центральный образ стихотворения – «деревенские русские люди», жизнь которых – сплошной стон Центральный образ стихотворения – «деревенские русские люди», жизнь которых – сплошной стон Финальные строки содержат осуждение покорности народа Финальные строки содержат осуждение покорности народа Особую роль в восприятии стихотворения играют повторы однокоренных слов, усиливающих эмоциональное воздействие, и восклицательных предложений Особую роль в восприятии стихотворения играют повторы однокоренных слов, усиливающих эмоциональное воздействие, и восклицательных предложений
Железная дорога Композиция: 1 часть – лирический горой рассказывает сыну генерала о строителях железной дороги 1 часть – лирический горой рассказывает сыну генерала о строителях железной дороги 2 часть – поэтизация творческой силы «масс народных»2 часть – поэтизация творческой силы «масс народных» 3 часть – протест генерала 3 часть – протест генерала 4 часть описание награды за «труды роковые»4 часть описание награды за «труды роковые» Идея стихотворения: народ является главным создателем и материальных, и духовных ценностей
Железная дорога Оценка труда строителей: труд рабский, изнуряющий Оценка труда строителей: труд рабский, изнуряющий Соотношение описаний природы и картин народного труда Соотношение описаний природы и картин народного труда Символический смысл образа дороги Символический смысл образа дороги
Выводы В основе изображений Некрасовым народа лежит реалистический принципы основе изображений Некрасовым народа лежит реалистический принцип Описывая тяжелые условия труда народа, бесправное положение, каторжный труд крестьян, поэт раскрывает и особенности национального характера, в котором долготерпение, невежество и покорность сочетаются с добротой, стремлением к красоте и надеждой на лучшее будущее.Описывая тяжелые условия труда народа, бесправное положение, каторжный труд крестьян, поэт раскрывает и особенности национального характера, в котором долготерпение, невежество и покорность сочетаются с добротой, стремлением к красоте и надеждой на лучшее будущее.
Домашнее задание Выучить наизусть стихотворения Некрасова : «Так это шутка? Милая моя…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Если мучимый страстью мятежной…»Выучить наизусть стихотворения Некрасова : «Так это шутка? Милая моя…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тяжелый крест достался ей на долю…», «Если мучимый страстью мятежной…» Подготовить сообщение о творческих и семейных взаимоотношениях Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой Подготовить сообщение о творческих и семейных взаимоотношениях Н.А.Некрасова и А.Я.Панаевой