Стили речи Книжный Разговорный научный художественный официально – деловой публицистический
Краеведение – изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений. Краеведение посвящено изучению природы и истории родного края. Литературное краеведение - изучение литературы края
1) Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. И до того налились солнцем, что к осени стали золотыми. (Анна Конькова ) 2) Осенью листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла. Оранжевые и жёлтые красящие вещества (пигменты) в клетках листьев при этом сохраняются и становятся заметными. ( учебник«Биология»)
Прочитайте 3 текста. К какому стилю речи они относятся? Как вы это определили? 1. Гроза – природное атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках и между облаками и землёй возникают сильные электрические разряды – молнии, сопровождающиеся громом. 2. Сибирь моя! В разливах - грозовая, Когда минует вешний ледоход… А мне на части сердце разрывает Последний твой осенний пароход (А. Кукарский) 3.- Ну и гроза прошла над нами! Страшно на улицу выйти! -Да, такой грозы давно не бывало.
(1) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. (2) Дождь… (3) Различают ливневый и обложной дождь. (4) Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. (5) Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. (6) Не повезло тебе!
Научный стиль: (1),(3). Разговорный стиль : (4),(6). Художественный стиль:(2), (5).
Научный стиль: Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый и обложной дождь. Задача речи – сообщение. Сообщаются точные данные. Есть термины. Нет слов в переносном значении, все слова в прямом значении. Тире между подлежащим и сказуемым.
Дождь… Он начинается почти незаметно и идет долго, не переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо. ( Е. Айпин) Задача речи – воздействие. Образность речи (эпитеты, олицетворения, метафоры и т.п.). Нет терминов. Есть слова в переносном значении. Многоточие.
Разговорный стиль - Я вчера попал под дождь – весь вымок до нитки. - Не повезло тебе! Задача речи – общение. Нет терминов. Фразеологизмы. Местоимения 1 и 2 лица. Диалог. Краткость речи.
Задание Составьте по картине 3 небольших текста для трёх речевых ситуаций. У вас должны получиться: 1) словесная зарисовка этого дня; 2) краткая сводка погоды; 3) разговор в семье на эту тему.
Подведём итоги и поразмышляем… Можно ли сказать, что какой-то текст лучше, а другой хуже? По какому признаку разделяется разговорный и книжный стиль речи? Как мы будем отличать разговорный, научный и художественный стиль речи?
Домашнее задание: Составить небольшой кроссворд по теме:« Стили речи»
Используемая литература Быстрова Е.А. Диалог культур на уроках русского языка. – СПб., 2002.