ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ викторина по русскому языку «СВОЯ ИГРА» Микрюкова Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 2» г. Перми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра»
Advertisements

Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра»
Интеллектуальная викторина по русскому языку и литературе «Своя игра»
Интеллектуальная викторина по русскому языку « Грамотей» для 5-х классов Учитель: Шестакова М.А, 1 категория, г. Алапаевск.
ЯЗЫК ЭТО ИСТОРИЯ НАРОДА. ЯЗЫК ЭТО ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ. ПОЭТОМУ-ТО ИЗУЧЕНИЕ И СБЕРЕЖЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ПРАЗДНЫМ ЗАНЯТИЕМ ОТ НЕЧЕГО.
Интеллектуальная викторина по русскому языку «Своя игра» Зурканаева З.С., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 7, г. Кизилюрт.
Интеллектуальная викторина по русскому языку. 5 класс. "Своя игра" по теме "Синтаксис и пунктуация"
Интеллектуальная викторина по русскому языку 2 Назовите фразеологизм.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Презентация подготовлена учителем русского языка МОУ СОШ 16 Селивановой О. В.
Вводный урок русского языка в 9 классе. 1.Запись под диктовку 1) Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно,
Наука о языке Русистика Лингвистика Филология языкознание.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
«Звёздный миг удачи»: интеллектуальная игра Цель игры: раскрыть богатство и выразительность русского языка и словесности; развивать творчество учащихся.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Повторительно-обобщающий урок-игра русского языка в 6 классе.
Интеллектуальная игра для 3 класса «Знатоки русского языка» «Знатоки русского языка»
Автор разработки: Вессели Ирина Сергеевна, учитель русского языка и литературы школа 3, г. Осинники.
Турнир знатоков русского языка Урок-игра в 3 классе Учитель начальной школы Постникова Анжела Александровна.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Транксрипт:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ викторина по русскому языку «СВОЯ ИГРА» Микрюкова Л.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия 2» г. Перми

СВОЯ ИГРА Лексика + фразеология Фонетика Морфемика + словообразование Морфология Орфография Синтаксис + пунктуация Финал

ВОПРОС Что изучают лексика и фразеология? ОТВЕТ

Лексика (гр. lexikуs – «относящийся к слову», logos – «учение») - это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка. Фразеология (от греч. phrásis – «выражение» и logos – «учение») - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка.

ВОПРОС «Чудесный квадрат» По горизонтали запишите: 1) вид топлива; 2) упрямое животное; 3) корнеплод, 4) синоним к слову знамя. ОТВЕТ

А теперь прочитайте слова по вертикали. Получились те же слова! ТОРФ ОСЁЛ РЕПА ФЛАГ

ВОПРОС Назовите антонимы в пословицах: Ученье – свет, а неученье – тьма. Сытый голодного не разумеет. Мир строит – война разрушает. Старый друг лучше новых двух. Друг спорит, а недруг поддакивает. ОТВЕТ

Антонимы в пословицах: Ученье – неученье, свет – тьма. Сытый – голодный. Мир – война, строит – разрушает. Старый – новый. Друг – недруг, спорит –поддакивает.

ВОПРОС Вспомните фразеологизмы со словом голова. ОТВЕТ

Фразеологизмы со словом голова: Человек с головой. Горячая голова. Быть на голову выше. В первую голову. Выдать с головой. Голова кругом идёт. Повесить голову. Из головы вон. Как снег на голову. Ломать голову. Поднять голову. Сложить голову. С ног до головы. Потерать голову. Разбить наголову. С больной головы на здоровую.

ВОПРОС ОТВЕТ Подберите к каждому из данных слов синоним и антоним. Жара –...,.... Работа –...,.... Грусть –...,.... Аккуратный –...,.... Бранить –...,....

ОТВЕТ Жара – зной, холод Работа – дело, безделье Грусть – печаль, радость Аккуратный – опрятный, неряшливый Бранить – ругать, хвалить

ВОПРОС Что изучает фонетика? ОТВЕТ

Фонетика (греч. phonetikos – «звуковой», от phone – «звук»)– раздел языкознания, изучающий звуки речи.

ВОПРОС Загадки – шутки 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень? ОТВЕТ

1. Мягким знаком. 2. Буква М. 3. Буквой О.

ВОПРОС Решите народную скороговорку-загадку. Летели галки и сели на палки. Если на каждой палке сядет по галке, то для одной галки не хватит палки. Если на каждой палке сядет по две галки, то одна из палок останется без галок. Сколько было палок? Сколько было галок? ОТВЕТ

Три палки и четыре галки.

ВОПРОС Как называется наука, изучающая нормы произношения? ОТВЕТ

ОРФОЭПИЯ (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь») - правильное произношение. Слово орфоэпия употребляется в двух значениях: 1) система единых норм произношения в литературном языке; 2) наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

ВОПРОС Во что превратятся башня, борт, бочка, быль, жар, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные парными им глухими? ОТВЕТ

башня – пашня борт - порт, бочка - почка, быль - пыль, жар - шар, жалость – шалость.

ВОПРОС Что изучает морфология? ОТВЕТ

Морфология (от греч. morphe - «форма», logos - «учение») - это раздел науки о языке, изучающий грамматические формы и грамматические значения частей речи.

ВОПРОС Перечислите все известные Вам части речи. ОТВЕТ

Части речи Самостоятельные Служебные имя существительное имя прилагательное имя числительное местоимение глагол наречие причастие деепричастие категория состояния предлог союз частица

ВОПРОС Назовите 5 литературных произведений, в названиях которых встречаются числительные. ОТВЕТ

С. Маршак «Двенадцать месяцев», А. Дюма «Три мушкетёра», М. Ю. Лермонтов «Три пальмы», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», В. Каверин «Два капитана», Д. Лондон «Сердца трёх» и т. д.

ВОПРОС Ответьте на шуточные вопросы: 1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? 2. Какие два местоимения мешают автотранспорту? 3) Какие три местоимения самые чистые? ОТВЕТ

1. ОНО, ТОТ 2. Я – МЫ 3. ВЫ – МЫ – ТЫ

ВОПРОС К каким частям речи относятся слова: быт – быть, ел – ель, жал – жаль, плач – плачь, шест – шесть, ясен – ясень? ОТВЕТ

быт (сущ.) – быть (глагол), ел (глагол) – ель (сущ.), жал (глагол) – жаль (наречие), плач (сущ.) – плачь (глагол), шест (сущ.) – шесть (числ.), ясен (кр. прил) – ясень (сущ.).

Что изучает орфография? ВОПРОС - (АУКЦИОН) ОТВЕТ

Орфография (греч., от orthós - «правильный» и gráphõ – «пишу») - правописание, система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов и грамматических форм) на письме.

ВОПРОС Определите, в какой последовательности пропущены гласные в словах: Ф..соль, с..наторий, ярм..ркка, мак..роны. 1) а, а, а, а. 2) а, о, о, а. 3) а, а, о, о. ОТВЕТ

1) а, а, а, а.

ВОПРОС Назовите орфограмму и слова - исключения. Ц…рк, ц…плёнок, ц…фра, ц…ган, ц…ц, панс…рь ОТВЕТ

Орфограмма «Гласные и и ы после ц ». Слова – исключения: цыган, цыплёнок, цыц.

ВОПРОС Существуют ли слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд? ОТВЕТ

Это слова змееяд и длинношеее(животное)

ВОПРОС ОТВЕТ Вставьте пропущенные буквы. Сформулируйте правило написания согласных на конце приставок. Бе…шумный, ра…дать, бе…ударный (гласный).

ОТВЕТ Бесшумный, раздать, безударный (гласный) Правописание приставок раз - (рас -), без- (бес-), из- (ис-), воз- (вос-) зависит от их произношения: З – произносится и пишется перед звонким согласным в корне; С – произносится и пишется перед глухими согласными в корне.

ВОПРОС Что изучают синтаксис и пунктуация? ОТВЕТ

Синтаксис (от греч. syntaxis – «построение, порядок») – раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Пунктуация (от лат. punctum – «точка») - система знаков препинания, правила их употребления, их расстановка в тексте.

ВОПРОС Расшифруйте схемы предложений, назовите пунктуационные правила, приведите примеры. [ ], и [ ]. А: «П». «П», - а. [О, …]! ОТВЕТ

1. Запятая в сложном предложении: [ ], и [ ]. 2, 3. Пунктуация в предложениях с прямой речью: А: «П». «П», - а. 4. Знаки препинания при обращении: [О, …]!

«КОТ В МЕШКЕ» Рассказывают, что французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идёт её распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один только вопросительный знак: « » Ответ издателя был не менее остроумным и кратким. Как ответил издатель писателю? ОТВЕТ

Ответ издателя: « »

ВОПРОС Найдите ошибки в схемах: ОТВЕТ [ О и О ]. [ - = ] и [ - =]. [ О а О]. [ О, О].

ОТВЕТ [О и О]. [ - = ], и [ - =]. [О, а О]. Однородные члены предложения это члены предложения, которые являются одинаковыми членами предложения, связаны между собой сочинительной связью (при помощи сочинительных союзов и интонации или только интонационно) и зависят от одного и того же слова или подчиняют его себе (одинаково относятся к одному и тому же члену предложения). [О, О].

ВОПРОС Что изучают морфемика и словообразование? ОТВЕТ

Морфемика (греч. morphe – «форма») – это раздел языка, изучающий значимые структурные части слова и его формы. Словообразование – раздел языка, изучающий способы образования слов.

ВОПРОС Назовите значимые части слова. Какие из них служат для образования новых слов? А какие образуют формы одного и того же слова. ОТВЕТ

Значимые части слова: Приставки, суффиксы служат для образования новых слов, окончание служит для изменения слова и выражения его грамматического значения.

ВОПРОС Игра «Третий лишний» 1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша). 2. Водитель, вода, водить. 3. Запах, пахать, пахарь. 4. Море, измор, морской (берег). ОТВЕТ

1. Рисунок, рисовать, рисовая (каша) 2. Водитель, вода, водить 3. Запах, пахать, пахарь 4. Море, измор, морской (берег)

ВОПРОС Назовите морфологические способы образования слов в русском языке. ОТВЕТ

Способы образования слов Морфологические Приставоч- ный Суффиксаль- ный Приставоч- но- суффиксальный Бессуффикс- ный Сложение сбить подгруппа выдумать тишина моржовый платочек подснежник загородный подоконник рассвет вздох взрыв вертолет вечнозеленый стенгазета

ВОПРОС ОТВЕТ Составьте слово! 1. Приставка такая же, как в слове полёт. 2. Корень такой же, как в слове дарить. 3. Суффикс такой же, как в слове дружок. 4. Окончание такое же, как в слове лес.

ОТВЕТ ПОДАРОК

ВОПРОС Соединив буквы ходом шахматного коня, вы прочитаете русскую народную пословицу, которую следует всем помнить. Первый ход надо сделать с белого поля в левом верхнем углу. Какой знак препинания отсутствует на шахматной доске? ОТВЕТ ПЬЕНВ РИОМН УЕТТЕ ЯОЧИА

Повторение – мать учения.

ФИНАЛ Задача - шутка Загадочные круги Волшебная буква Вопрос и ответ Из двух слов - одно

В какую букву и какое число надо вписать, чтобы это число увеличилось на единиц у? ОТВЕТ Задача имеет два решения: в букву О можно вписать в 7 или в 17, получится в-о-семь или в-о-семнадцать.

По кругу написано шесть букв. Сколько слов – имён существительных – можно прочитать? К О О С Л Е ОТВЕТ: сок, кол, око, село, осёл, сокол, лес, лесок, колесо.

Старик Хоттабыч и Буратино занялись изучением русского языка. Взял Хоттабыч согласную букву и прибавил к ней часть лица – у него получилось животное. Прибавил к этой же букве полевое растение – и перед ним лиственное дерево. Не выдержал тогда Буратино: - Дай-ка и я попробую. Прибавил он к этой букве морское животное – оно превратилось в насекомое. Удивился Буратино. А старик Хоттабыч говорит: - Эта волшебная буква обладает ещё свойством делать кожаный пояс камнем, а речных рыб – столярным инструментом. Назовите эту волшебную букву! ОТВЕТ: буква к (к-рот, к-лён, к-омар, к-ремень, к-лещи ).

ВОПРОС 10 БАЛЛОВ 1. Что можно видеть с закрытыми глазами? 2. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это? 3. Чем больше из неё берёшь, тем больше она становится. Что это? ОТВЕТЫ: 1) сон, 2) тень, 3) яма.

К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова. вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно ОТВЕТ: волокно, призрак, сеновал, кипарис, садовод

ЛИТЕРАТУРА Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, – 383 с. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. д ля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, – 319 с. Львова С.И. Русский язык (5-11 классы): Лингвистические игры. – М.: Эксмо, – 304 с. Орг А. О. Олимпиады по русскому языку. Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 2004.