Тема 9. Контроль
План лекции Этапы процесса контроля Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный Подходы к контролю качества Комплексное управление качеством (TQM) Характеристики эффективного контроля
Организационный контроль – это систематический процесс, посредством которого менеджеры регулируют деятельность организации, обеспечивая ее соответствие планам, целям и нормативным показателям
Этапы процесса контроля 1. Установление нормативных показателей 2. Измерение фактических результатов 3. Сравнение результатов с нормативами 4. Осуществление корректирующих воздействий 4. Отсутствие корректирующих воздействий Обратная связь Если соответствуют Если не соответствуют Уточнение нормативов Уточнение результатов Обратная связь
Нормативные показатели разрабатываются в соответствии с важнейшими целями фирмы, заложенными в плане
Требования, предъявляемые к нормативным показателям Позволяют судить о выполнении плана Объективно отражают реальность Выполнимы в обычных условиях Точно отображают и измеряют реальные процессы и события Являются гибкими, регулярно пересматриваются
Примеры нормативных показателей Уменьшение брака с 15 до 3 % Повышение корпоративного дохода на инвестиции до 7 % Снижение числа несчастных случаев на каждые 100 тыс. рабочих часов
Виды нормативных показателей Натуральные (норма расхода материалов на единицу продукции) Стоимостные (смета предстоящих расходов) Временные (норма времени на производственную операцию)
Масштаб допустимых отклонений – диапазон, в пределах которого отклонение от плановых показателей не вызывает тревогу
Система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от нормативных показателей!
Виды контроля Предварительный (превентивный) Текущий (сопутствующий) Заключительный (по результатам)
Предварительный контроль используется в трех ключевых областях: Человеческие ресурсы Материальные ресурсы Финансовые ресурсы
Подходы к контролю качества: Традиционный бюрократический контроль Децентрализованный контроль
Под бюрократическим контролем понимается использование правил, предписываемая политика, иерархия власти, письменная документация, системы премирования и другие официальные механизмы воздействия на поведение сотрудников организации и оценка достигнутых результатов
Элементы бюрократического контроля Правила и процедуры Управленческие системы контроля Властная иерархия Отдел контроля качества Отбор и обучение Технология
Децентрализованный контроль основывается на ценностях, противоположных культуре бюрократического контроля (социальные ценности, традиции, общие для сотрудников воззрения и доверие, способствующие приверженности организационным целям)
Сферы реализации децентрализованного контроля Корпоративная культура Группа равных Самоконтроль Отбор и социализация наемных работников
Комплексное управление качеством (TQM) – это организационная стратегия, связанная с определенными методами и позволяющая поставлять потребителям качественные товары и/или услуги
Организационные ценности в системе TQM Любой ценой добиваться удовлетворения клиента Внутренние потребители столь же важны, как и внешние До конца рабочего дня откликаться на запрос или жалобу любого клиента Снимать телефонную трубку не позже второго сигнала
Организационные ценности в системе TQM (продолжение) Клиент всегда прав Не только соответствовать ожиданиям клиентов, но и доставлять им удовольствие в процессе обслуживания Командная работа и сотрудничество важнее индивидуальных действий и политических игр
Организационные ценности в системе TQM (продолжение) Все вовлекаются в борьбу за качество; исключения или отстраненность не допускаются Откликаться на любое предложение работника относительно повышения качества в течение одной недели Никогда не довольствоваться достигнутым уровнем качества; всегда бороться за его непрерывное повышение
Методы и приемы TQM Кружки качества Наделение полномочиями (empowerment) Контрольные сравнения (benchmarking) Внешние источники (outsourcing) Сокращение продолжительности цикла Непрерывные усовершенствования (kaizen) Реинжиниринг (reengineering)
Факторы успеха TQM Позитивные факторы Негативные факторы Высокие требования к профессионализму сотрудников Завышенные ожидания менеджмента Обогащение содержания труда и повышение мотивации работников Сужение круга полномочий менеджеров среднего звена Совершенствование навыков решения проблем у сотрудников Неудовлетворенность рабочих различными аспектами организационной жизни Участие в управлении и командная работа – основные методы решения проблем Менеджмент настроен на радикальные преобразования
Характеристики эффективного контроля Связь со стратегией Ориентация на результаты Принятие участниками Баланс объективных и субъективных данных Точность Гибкость Своевременность Экономичность
Спасибо за внимание!