Тема 10. Коммуникации в системе управления фирмой
План лекции Виды коммуникаций в организации Элементы и этапы коммуникационного процесса Коммуникационные барьеры и пути их преодоления Коммуникационные сети Коммуникационные стили
Коммуникация – это процесс обмена идеями, мнениями и информацией, ведущий ко взаимному пониманию
Виды коммуникаций в организации Коммуникации между организацией и внешней средой Вертикальные (межуровневые) коммуникации Восходящие Нисходящие Горизонтальные коммуникации Коммуникации между начальником и подчиненным Неформальные коммуникации
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИЙ Отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов. Канал – средство передачи информации Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
Этапы процесса коммуникаций Зарождение идеи Кодирование и выбор канала Передача Декодирование
КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ Личностные барьеры – это помехи, порождаемые человеческими эмоциями, системами ценностей и неумением слушать собеседника
КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ Физические барьеры – это помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций (неожиданный шум, расстояние, стены и т.п.)
КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ Семантика – наука о значении слов Семантические барьеры возникают на базе ограничений символов, используемых нами в коммуникациях Символы: слова, рисунки, действия (невербальное общение)
Невербальные коммуникации Движение тела Жесты, выражения лица, движения глаз, прикосновения, позы Личные физические качества Строение тела, вес, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура Речь Качество голоса, грамотность, частота речи, засоренность речи, смех, зевание
Невербальные коммуникации (продолжение) Использование среды Дистанционная близость в общении, чувства «своей» и «чужой» территории Физическая среда Дизайн помещения, мебели; чистота и опрятность, освещенность, шум Время Опоздания, ранний приход, склонность заставлять ждать себя, культура времени
ЗОНЫ ОБЩЕНИЯ Интимная зона (до 50 см) Личная зона (50 см-1,2 м) Социальная зона (1,2 м-3,5 м) Общественная зона (более 3,5 м)
Организационные коммуникационные барьеры Искажение сообщений Информационные перегрузки Неудовлетворительная структура организации
Совершенствование коммуникаций в организациях Регулирование информационных потоков Управленческие действия Системы обратной связи Системы сбора предложений Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи Современные информационные технологии
Коммуникационная сеть – это определенное соединение индивидов, участвующих в коммуникационном процессе, с помощью информационных потоков
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими
Коммуникационные стили Торговля за себя Адекватность обратной связи низкая высокая Открытость в коммуникации высокая низкая Замыкание в себе Открытие себя Реализация себя Защита себя
Проверка качества коммуникаций (Пять «С» коммуникации) Ясность (Clarity) Полнота (Completeness) Краткость (Conciseness) Конкретность (Concreteness) Корректность (Correctness)
Спасибо за внимание!