Положение женщин в доисламской Аравии оставляло желать лучшего. Есть данные об умерщвлении родителями новорождённых девочек по причине бедности. Ислам изменил структуру арабского общества, реформировал гендерные роли, улучшил положение женщин, дал им права. Некоторые исследователи даже утверждают, что женщины, согласно исламу, имели больше прав, чем в некоторых западных странах до XX века. По исламу брак рассматривается как « договор », в котором согласие женщины являлось обязательным. Женщины получили право наследования, которое раньше, до распространения ислама, давалось только родственникам мужского пола. Традиционная одежда арабских женщин IVVI вв.
Коран гласит « Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими » Согласно мусульманской традиции, жена полностью подчинена мужу. Основная роль женщины сводится к семье, в то время как роль мужчины заключена в финансовой поддержке семьи. Но если женщина проявит желание, то она может получать образование, работать и т. д., но только с согласия опекуна. В Коране сказано : « Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, и. т. д.» Этот отрывок считается обоснованием для требования носить хиджаб.
Женщины сыграли важную роль в основании многих исламских учебных заведений, как например Фатима аль - Фихри в основании университета Аль - Карауин в 859 году. Женщины могли учиться, достигать академических степеней, а также квалифицироваться как учёные и преподаватели. Одна из жён пророка Мухаммеда Хадиджи - была успешным предпринимателем. Приводится история о том, как Мухаммед похвалил женщин Медины за их стремление к религиозным знаниям, которым « скромность не помешала узнать о своей вере ». Хотя не было никаких правовых ограничений на женское образование, некоторые мужчины не одобряли эту практику. В 15 веке аль - Шакхави посвящает весь свой двенадцати томный биографический словарь женщинам - учёным ; словарь содержит информацию о 1075 из них.
Университет Аль - Карауин в городе Фес ( Марокко ). Основан в 859 году, является одним из духовных и образовательных центров исламского мира.
Ислам дает женщинам право на личное имущество. По причине отсутствия у женщин финансовых обязательств ( по содержанию семьи, например ), некоторых финансовых прав у мужчины больше. Однако мусульманские женщины исторически имели права собственности, аналоги которых на Западе были даны сравнительно недавно. Ислам разрешает женщинам работать, при соблюдении определенных условий, например женщина не может оставаться наедине с мужчинами. Её работа не должна мешать более важным вещам, например заботе о детях. Предпочтительно, чтобы в женских учебных заведениях, спортивных центрах работали женщины, нежели мужчины.
Некоторые исламские школы не дают женщине права занять должность судьи. Это связывают с желанием оградить женщину от бремени рассмотрения жестоких, кровавых криминальных дел. На современном этапе в некоторых мусульманских странах, например Египте и Марокко остаются дискриминации в области образования и работы. Структура занятости в мусульманском мире различна : 16 % пакистанских женщин экономически активны. В Индонезии этот показатель 52 %. Примечательно то, что заработанные женщиной средства являются её личной собственностью, которой она может распоряжаться по своему усмотрению, в то время как мужчина обязан тратить заработанное на всю семью.
В большинстве стран мусульманского мира имеет место так называемая половая сегрегация, которая проявляется в разделении профессий на « мужские » и « женские », в более низком уровне занятости и образования женщин по сравнению с мужчинами. Причина этого явления косвенно обусловлена поведенческими моделями, продиктованными некоторыми предписаниями исламской религии. Например, характерная для мусульманских семей многодетность, которая имеет непосредственное отношение к запрету прерывания беременности, является объективным препятствием для продвижения женщин по карьерной лестнице. Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманских женщин ориентиром, в соответствии с которым они планируют и строят свою жизнь, и выбирают профессии с учётом того, что основные силы будут отданы семье, а не работе и карьере.
Несмотря на расхожее заблуждение, мусульманки на всём протяжении истории нередко становились во главе исламских государств. Так, период женского султаната в Османской империи длился без малого 130 лет. Уже в новейшее время женщины избирались на президентские и премьерские посты Индонезии, Пакистана, Турции и Бангладеш. Тем не менее, некоторые наиболее консервативные богословы продолжают выступать против вмешательства женщин в политику. В частности в 4 х из 5 стран, где женщины ограничены избирательном праве являются мусульманскими странами ( за исключением Ватикана ) в Саудовской Аравии женщина не имеет право голосовать, в Ливане только при наличии свидетельства начального образования, при уровне грамотности в 82,2 %. В ОАЭ право на голоса женщины получили только 2006 году. Впервые женское избирательное право было утверждено в Азербайджане (1918). Шейх Хасина́ Вазе́д ( род. 1947) премьер - министр Бангладеш с 2009.
Ислам разрешает бить жену в том случае, когда она ослушивается мужа и не повинуется ему без уважительной причины « Добродетельные женщины преданы [ своим мужьям ] и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не В соответствии с исламом брак не может быть принудительным. Мусульманки могут вступить в брак только с мусульманином. Мусульмане объясняют это тем, что мужчина - не мусульманин как глава семьи может дать дурной пример детям. Если муж иноверец, а жена мусульманка, то скорее всего дети перестанут быть мусульманами и будут воспитаны в иноверческой традиции. С другой стороны, Коран позволяет мужчинам - мусульманам брать в жены женщин из числа « людей Писания » ( христианок и иудеек ). Однако это является предосудительным, хоть и не запретным.
По словам профессора права Фельдмана, « Ислам осуждает убийства чести, которые все ещё встречаются в некоторых странах Ближнего Востока ». Убийствами чести называют убийства, почти исключительно женщин, которые « позорят » членов своей семьи ( рода ). Такие убийства, хотя и распространены в некоторых мусульманских странах, встречаются и в других странах. Некоторые мусульманские ученые утверждают, что эти убийства являются лишь частью традиции, которая не имеет с исламом ничего общего. Организация защиты прав иранских и курдских женщин опубликовала отчёт, согласно которому в 2010 году 2829 молодых британских мусульманок были избиты, изувечены, облиты кислотой, похищены или убиты. В основном, это женщины родом из Пакистана, Индии и Бангладеш. Это женщины, который сопротивлялись насильственным бракам или просто первые заговорили с мужчиной. В Британии создано специальное подразделение по борьбе с « защитниками семейной чести ».