И
Инновация Инновация – конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов ( продуктах, технологиях, услугах ), отличающихся от предыдущих новыми свойствами. Изменения - поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее.
Цели изменений : достижение комфортности и высокого качества обслуживания пользователей; расширение возможностей библиотеки, выход на «новые рынки»; укрепление имиджа библиотеки, развитие системы её общественных коммуникаций; достижение эффективности управления библиотекой, нормализация внутриорганизационной культуры библиотеки; повышение профессиональной компетентности сотрудников, их инновационной активности, развитие кадровых ресурсов, улучшение условий труда;
Источники идей потребности школы, библиотеки, пользователей (социальный заказ); директивные и нормативные документы федеральных, региональных и муниципальных органов власти и управления образования; достижения педагогики, психологии, библиотечного дела; библиотечная практика, передовой и массовый библиотечный опыт; собственный профессиональный опыт, интуиция, практическое мышление; анализ результатов и процесса функционирования школьной библиотеки; печатные профессиональные издания, люди, технико-информационные системы;
Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс : Метод. пособие для рук. ОУ. – М. : Новая школа, 1994
Этапы инновационной деятельности Первый – инициирование инновации ( что менять в библиотеке? ) Второй – поиск необходимых новшеств ( изучение «рынка новшеств» ) Третий – определение всех предстоящих изменений Четвёртый – этап апробации инноваций ( экспериментальное внедрение ) Пятый – внедрение и использование инновации ( освоение )
Объекты библиотечных инноваций Средства производства Услуги и продукция Технологические процессы Социальная база биб. деятельности Организационное развитие
Ястребцева Е.И. Библиотечный медиацентр. – М. : Дом книги, 2000
Средства производства технические средства поиска, обработки, преобразования и предоставления информации; новые виды носителей информации; автоматизированные библиотечно- библиографические средства учёта, обработки и систематизации информации ( документов );
Технологические процессы изменение методов организации обслуживания, обеспечения комфортности, доступности библиотечных услуг и продукции; разработка, адаптация и внедрение новых (или заимствованных из опыта библиотек) приёмов и методов комплектования, организации и хранения документальных коллекций и пр.; обеспечение рентабельности и эффективности основных технологических процессов : комплектования, обработки и хранения фонда (новые средства защиты, учёта, расстановки фонда, каталогизации, библиографирования и пр.)
Матлина С.Г. Привлекательная библиотека или что может реклама. – М. : Либерея, 2000
Организационное развитие создание новых отделов, секторов, служб, временных проектных коллективов (команд); изменение (расширение, сокращение) традиционных функций отделов (структур) библиотеки; изменения в практике планирования; изменения в методике изучения и оценки рынка, спроса ресурсов (возможностей); изменения в применении приёмов, средств и методов общественных коммуникаций библиотеки (каналы и средства рекламы продукции, publicity, public relation, методов фандрайзинга); изменения библиотечных ценностей, идеалов, принципов функционирования, традиций;
Услуги и продукция диверсификация ассортимента (заимствование услуг, применение новых нетрадиционных видов обслуживания, поиск новых потенциальных рынков) дифференциация ассортимента (формирование новых видов услуг в соответствии с потребнос- тями конкретных категорий пользователей); использование различных видов специализации (отраслевой, жанровой, функциональной);
Козлова О. Платные услуги :Виды. Нормативное Сопровождение. Образцы документов // БШ. – – С
Социальная база библиотечной деятельности направления и методы управления персоналом, профилактики конфликтов, функциональной разгрузки, формирования организационной культуры, стимулирования труда, инициативы и заинтересованности персонала; изменения в лидерстве, формирование лидерского корпуса, оценки степени удовлетворённости работой в коллективе, привлечение в штат высококвалифицированных сотрудников, изменения в системе повышения квалификации, карьерного роста сотрудников;
изменения в поведении и культуре сотрудников, качестве их деятельности, активность в печати, на конференциях, семинарах, по радио и телевидению, производственных собраниях, внутриорганизационных мероприятиях (посвящение в профессию, проводы на пенсию, профессиональных и организационных праздниках и пр.), поддержка новых организационных обрядов, базовых идеалов и пр.
Профилирование (организация специализи- рованного обслуживания, в соотв. с доминирующим направлением деятель- ности библиотеки или ОУ Дифференциация (организация приоритет- ного обслуживания определённой группы пользователей) Диверсификация (это стратегия новых возможностей, расширение видов услуг и продуктов) Виды специализацииГруппы пользоват. Услуги, продукты Отраслевая (математ. библиотека) первоклассникиПоисковая и исследова- тельская работа Жанровая (биб-ка поэзии) Управленцы ОУРабота библиотеки по определённой программе Функциональная (библиотека-музей, библиотека-театр, библиотека- дискуссионный клуб, библиотека- литературная гостиная) Выпускники Организация клубной ра- боты и тематических лабораторий ШНОУ Руководители МО Платные услуги Любители фэнтези Виды стратегий инновационной деятельности
Этапы работы по профилированию Подготовительный - определение профиля; - изучение внутренних и внешних ресурсов; - изучение опыта работы; - изучение читательских интересов; - установка контактов; Программирование или проектирование по выбранной модели - презентация программы; Работа по программе
Типы профилирования библиотеки отраслевого и жанрового профилирования Библиотека – музей; Библиотека – центр возр. народной культуры ; Библиотека экологического воспитания; Фольклорные, исторические, эстетического просвещения; профилированные библиотеки по типам и видам изданий библиотека периодики; библиотека поэтической литературы; функциональное профилирование библиотека – молодёжный центр; библиотека – игротека; Библиотека – выставочный зал; Библиотека – центр досуга;
Профилирование и специализация библиотек – один из путей саморазвития, «открытия себя» // Биб. Дело 21 век: научно- практич. сборник / Рос. гос. б-ка. – – 1. – С. 192 – 240 (прил. к журн. «Библиотековедение»)
Новые структурные подразделения библиотеки сектор краеведения; сектор СПА; зал информационной поддержки педагогов; компьютерный зал; отдел литературы по экологии; сектор обслуживания малышей; кафедра научно-исследоват. работы учащихся; лаборатория учебной литературы;
Библиотечные программы и проекты «Забота» (работа с инвалидами) «Краевед» «Русская литература – детям» «Основы информационной культуры» «Развитие творческих способностей читателей» «Библиотека. Книга. Семья.» «Поэтическая строка» «Лучший читатель библиотеки» «Юный эколог» «Библиотека и учитель»