Психология и педагогика высшей школы Лекция 1 Преподаватель: к.психол.н. Романова Екатерина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Advertisements

Тема: ощущение. Ощущение познавательный психический процесс, который заключается в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а.
Вкус – восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций)
Ощущение – это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Адаптация.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а так же внутренних состояний.
ОЩУЩЕНИЕ Ощущения - наиболее простая форма психической деятельности. Ощущения представляют собой продукт переработки ЦНС раздражителей, возникающих во.
1. Ощущения, их классификация и свойства. 2. Сущность восприятия, фазы и свойства восприятия. 3. Внимание, его виды и свойства.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Познавательные процессы Ощущения Восприятие Мышление Память Внимание Воображение Речь.
Понятие об ощущениях. Понятие об ощущениях. Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент.
Шеремет Н. В. Учитель начальных классов. - внимание - память - восприятие - воображение - мышление.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Макаров К.Е. МОУ Центр образования 49 город Тверь.
ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ. Классификация ощущений по модальностям. 1. Тактильные 2. Температурные 3. Болевые 4. Осязательные 5. Зрительные 6. Слуховые.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
«Воспитание чувств надо начинать методически, с самого раннего возраста и продолжать его в течение всего периода обучения…» М. Монтессори Виды игровых.
Зрительное ощущение - индивидуальное восприятие зрительного раздражителя, возникающее при попадании прямых и отраженных от предметов лучей света, достигающих.
Уважаемые студенты! Вашему вниманию предоставляются методические материалы – презентации лекций по анатомии, которые помогут вам при самостоятельном изучении.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности.
Транксрипт:

Психология и педагогика высшей школы Лекция 1 Преподаватель: к.психол.н. Романова Екатерина Александровна

Задачи курса Формирование целостных знаний в области педагогики и психологии высшего образования; Изучение особенностей познавательных процессов человека; Изучение психологии личности студентов и преподавателя; Изучение современных педагогических технологий и методов обучения; Изучение психологической основы профессионального развития.

Педагогика высшей школы Исследует закономерности профессионально-личностного становления будущего специалиста в образовательном процессе вуза. Изучает образовательный процесс в вузе, его цели, задачи, принципы, содержание, формы и методы.

Психология высшей школы Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза.

Психология высшей школы Психология познавательных процессов Психология личности преподавателя и студента Ощущения Восприятие Внимание Память Мышление Речь Воображение Эмоции Мотивация Характер Темперамент Воля Способности

Познавательные процессы -психические процессы, обеспечивающие получение, хранение и воспроизведение информации, знаний из окружающей среды.

ОЩУЩЕНИЕ – чувственное отражение отдельного свойства или качества предмета или явления.

Механизм возникновения ощущений

Виды ощущений 1. обонятельные 2. осязательные 3. зрительные 4. вкусовые 5.слуховые

Свойства ощущений 1. Качество (модальность) 1. Качество (модальность) это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений.

Пример Вкусовые ощущения о некоторых химических характеристиках предмета Обонятельные ощущения о некоторых химических характеристиках предмета Сладкий вкус Кислый вкус Горький вкус Соленый вкус Цветочный запах Запах миндаля Запах сероводорода

2. Интенсивность 2. Интенсивность – количественная характеристика ощущения и определяется силой действия раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – 3. Длительность – временная характеристика ощущения, определяющаяся временем действия и интенсивностью раздражителя Примеры: Если полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить её, то после этого на тёмном форе мы видим яркое пятно (после образ). Наличие после образов объясняет также то, почему мы не замечаем перерывов между кадрами кинофильма. Они заполнены следом действующего до этого кадра.

Латентный (скрытый) период ощущения. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период неодинаков у каждого вида ощущений: Тактильные ощущения мс, Болевые ощущения– 370 мс, Вкусовые ощущения – 50 мс.

4. Пространственная локализация раздражителя. Л юбой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение.

1. Адаптация, или приспособление - это изменение чувствительности под влиянием постоянно действующего раздражителя, что проявляется в снижении или повышении порогов. Характеристики ощущений

2. Взаимодействие ощущений - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой системы Различают: - взаимодействие между ощущениями между ощущениями одного вида - взаимодействие между ощущениями различных видов

Исследования в области взаимодействия ощущений Взаимодействие ощущений разных видов Академик П. П.Лазарев установил, что освещение глаз делает слышимые звуки более громкими. Профессор С. В. Кравков установил, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Взаимодействие ощущений одного вида Например, какую-либо точку в темноте легче увидеть на светлом фоне

3. Контраст ощущений -это изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предварительного или сопутствующего раздражителя. Так, цвет изменяется в противоположную сторону по отношению к окружающим его цветам. Пример: Серый цвет на белом фоне будет выглядеть темнее, а в окружении черного цвета светлее.

4. Сенсибилизация - это повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений

Виды сенсибилизации: 1. Сенсибилизация вследствие необходимости компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); 2.Сенсибилизация, обусловленная специфическими требованиями деятельности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к годам, с тем чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

6. Синестезия - это возникновение ощущения, не свойственное данному органу чувств, а характерное для другого органа чувств

Синестезией обладают далеко не все люди, но ни у кого не вызывает удивления возможность употребления таких выражений: бархатный голос, темный звук, холодный цвет, сладкий звук, острый вкус и т.п.