Развитие системы профориентации Система мер, направленных на оказание помощи молодёжи в выборе профессии. Евгений Халецкий и Вячеслав Наруков
Неструктурированное взаимодействие элементов системы Где взять сотрудников ? Предприятия Как решить задачу? Какие навыки и знания нужны? Вузы/сузы/ колледжи Какие профессии востребованы? Какую выбрать профессию? Школы Куда пойти учиться?
Недостатки существующей системы У молодёжи недостаточно информации о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры. У учебных заведений недостаточно информации о современных потребностях в кадрах и требованиях к ним со стороны предприятий. Предприятия видят неподготовленных к практической работе выпускников с чрезмерными амбициями.
Основные тезисы Из-за низкого уровня взаимодействия между элементами системы, на рынке труда усиливается переизбыток кадров одних профессий и дефицит других. Необходимо выстроить систему, при которой диктовать условия на рынке труда будет «заказчик» (предприятия). Вузы/сузы/колледжи должны обладать более высоким уровнем материально-технического оснащения и теоретических знаний, чем предприятия.
Структурированное взаимодействие элементов системы Заказ от предприятий Сотрудники Производственные задачи Исполнение в вузах/сузах/ колледжах Подготовка сотрудников Решение практических задач Распре- деление в школах Профессиональное просвещение Профессиональное воспитание
Практическая реализация в Обнинске С 1 сентября 2015 г. начнёт свою работу современный образовательный центр в области информационных технологий и робототехники «Модель Спектр», оснащённый 3D-принтерами, современными фрезерными станками, оборудованием для производства роботов. Высокий уровень материально-технического оснащения и современных теоретических знаний, позволит привлечь заказы со стороны предприятий. Эту функцию возьмёт на себя Обнинская торгово-промышленная палата. Интересная практическая работа с конкретными результатами и вознаграждением со стороны заказчиков будет востребована со стороны школьников и студентов. Что приведёт к конкуренции, а как следствие, к стремлению получить дополнительные теоретические знания, обретению новых навыков, дисциплине и т.п.
Практическая реализация в Обнинске Торгово- промышленная палата Сбор практических задач и потребностей в кадрах от предприятий Агентство инновационного развития КО Организация инновационных образовательных центров на базе учебных заведений Общеобразова тельные школы Информирование об учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры. Обеспечение углубленного процесса обучения.
Перспектива развития Поскольку в ближайшие десятилетия у предприятий будет только возрастать потребность в робототехнике, 3D-моделировании и т.п., то возникнет потребность в подготовке кадров в указанных сферах. Аналогичные центры необходимо организовывать во всех учебных заведениях города. Эта схема может быть применима и в традиционных сферах деятельности, например, в кулинарном деле, строительстве и т.д.
Результат Повышение конкурентоспособности предприятий; Развитие новых отраслей производства; Повышение уровня подготовки кадров; Сбалансированное развитие рынка труда.