Учитель биологии и химии Шапошникова Т. С.
Окраска лакмусов ой бумаги Среда Ионы Раствор щелочи Синяя Щелочная ОН - Раствор кислоты Красная Кислотная Н+Н+Н+Н+ Дистиллированная вода Бесцветная Нейтральная Н + = ОН - Водопроводная вода
Цель : изучить сущность гидролиза солей в водных растворах. Задачи : сформулировать определение понятия « гидролиз » научиться объяснять химические процессы, протекающие в водных растворах солей записывать уравнения реакций гидролиза предсказывать и объяснять изменение кислотности среды и образование кислых и основных солей в этом процессе познакомиться с ролью гидролиза солей в природе, хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека.
хлорида алюминия AlCl 3 карбоната натрия Na 2 CO 3 хлорида натрия NaCl
Окраска лакмуса Среда Ионы Хлорид алюминия AlCl 3 Красный Карбонат натрия Na 2 CO 3 Синий Хлорид натрия NaCl NaCl Фиолетовый
H 2 O H + + OH - AlCl 3 Al Cl - Al 3+ +3Cl - +HOH Al OH 2- + H + + 3Cl -
AlCl 3 Al(OH) 3 HCl слабое основание сильная кислота [OH] - < [H] + ( что сильней того и больше !) К и с л о т н а я среда
Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль. Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды ; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза. Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение. Исходные вещества известны – соль и вода. Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.
Сформулируем вывод : Раствор соли, образованной ________________, имеет _____________ реакцию, так как в растворе избыток ___________________.
H 2 O H + + OH - Na 2 CO 3 2Na + + CO Na + +CO HOH HCO Na + + OH -
Na 2 CO 3 Na OH H 2 CO 3 сильное основание слабая кислота [OH] - > [H] + ( что сильней того и больше !) Щ е л о ч н а я среда
Определить состав соли, то есть указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль. Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды ; в результате получить краткое ионное уравнение гидролиза. Написать на основании краткого ионного уравнения молекулярное уравнение. Исходные вещества известны – соль и вода. Продукты гидролиза составить, связывая образовавшиеся ионы с теми ионами соли, которые не участвуют в реакции гидролиза.
Сформулируем вывод : Раствор соли, образованной ________________, имеет __________ реакцию, так как в растворе избыток ________________.
H 2 O H + + OH - Na С l Na + + Cl - Na + +Cl - +HOH Cl - + Na + + HOH Данная соль гидролизу не подвергается.
NaCl Na OH H Cl сильное основание сильная кислота [OH] - = [H] + Н е й т р а л ь н а я среда
Сформулируем вывод : Раствор соли, образованной __________________, имеет ________________________ реакцию, так как в растворе __________________________________.
К какому типу мы отнесем данные реакции ? Какие вещества в них участвуют ? В чем заключается сущность гидролиза ? Какие продукты данных взаимодействий с точки зрения теории электролитической диссоциации мы получили
ГИДРОЛИЗ – это реакция обмена между некоторыми солями и водой приводящая к образованию слабого электролита.
Название соли Уравнение гидролиза Среда раствора Окраска лакмусовой бумаги Карбонат калия Нитрат железа (II) Хлорид бария
Название соли Уравнение гидролиза Среда раствора Окраска лакмусовой бумаги Карбона т калия CO HOH HCO 3 - +OH - K 2 CO 3 + H 2 O KHCO 3 + KOH щелочнсиняя Нитрат железа (II) Fe 2+ + HOH FeOH + + H + Fe(NO 3 ) 2 + H 2 O FeOHNO 3 + HNO 3 кислотнкрасная Хлорид бария Ba Cl - + HOH Ba Cl - + HOH Ba Cl - + HOH BaCl 2 + H 2 O = нейтр бесцветная
Преобразование земной коры Обеспечение слабощелочной среды морской воды
Порча производственного оборудования Выработка из непищевого сырья ценных продуктов ( бумага, мыло, спирт, глюкоза, белковые дрожжи ) Очистка промышленных стоков и питьевой воды ( сульфат алюминия + вода гидроксид алюминия ) Подготовка тканей к окрашиванию Известкование почв основано на гидролизе
Стирка Мытье посуды Умывание с мылом Процессы пищеварения
Цель : изучить сущность гидролиза солей в водных растворах. Задачи : сформулировать определение понятия « гидролиз » научиться объяснять химические процессы, протекающие в водных растворах солей записывать уравнения реакций гидролиза предсказывать и объяснять изменение кислотности среды и образование кислых и основных солей в этом процессе познакомиться с ролью гидролиза солей в природе, хозяйственной деятельности и повседневной жизни человека.