Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
Advertisements

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Игнатьева Е.К. МОУ "Зональная СОШ"
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ягоднинская ООШ» Клепинина Наталья Александровна.
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Выписать ключевые словосочетания Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней и пишу. А.И.Солженицын.
Викторина п о р ассказу А. И. Солженицына « Матрёнин д вор ».
« Противостояние А.И.Солженицына государственной власти» Автор – Дороганова Галина Викторовна, учитель литературы МОУ СОШ 2 города Карасука.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Исторический портрет Александра Исаевича Солженицына Автор: Зайцева Марина Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 3 г. Урюпинска.
Урок - аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор») Мельшиан Наталия Эдуардовна, учитель русского.
А. И. Солженицын. О Солженицыне. vaynah.su представляет.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ А.И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЁНИН ДВОР» Александр Исаевич Солженицын «Матрёнин двор» Подготовила учитель литературы МОБУ «Восточненская.
Александр Исаевич Солженицын - писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
«Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Нравственная позиция Шухова» Учитель русского языка и литературы МОУ школы 45 г.о. Тольятти Каткова Тамара.
Долг и совесть. Основные ценности и нормы морали. Мораль (от лат. – нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая.
Модуль Основы светской этики(поурочное планирование)
Транксрипт:

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна МОУ Хрещатовская сош

Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.» С.Залыгин

Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.

Задачи: доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; расширить у учащихся знания произведений современной литературы; обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон; аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер. Подготовительная работа учащихся. Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор» 1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?» 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску. 4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына

Нравственным можно считать человека : С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

Категории нравственности: добро совесть честь справедливость милосердие безнравственности: предательство цинизм эгоизм корыстолюбие приспособленчество

Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.

Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» - повторяет автор.

Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она - праведница.

Причины смерти Матрёны Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых.«Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

Да, Матрёна – праведник. «Не понятая и не любимая даже мужем своим, схоронившая шесть детей.. Чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.»

«Жить не по лжи!» «Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Так круг - замкнулся? И выхода – действительно нет?» Автор верит, что «самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь все покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»