ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна
Ключевые направления формирования умений работы с текстом 5-6 классы 7-8 классы Выделение главного в тексте Составление примеров, аналогичных примерам из текста Умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос Умение грамотно пересказать прочитанный текст Запоминание определений, формул, теорем Умение пользоваться образцами решения задач Воспроизводить текст по этому плану Умение составить план прочитанного
Работа до чтения. «Попробуй найти!» «Верные или неверные утверждения» «Банк идей (гипотез)»
Работа с текстом учебника Использование информации в жизненных ситуациях Подтверждение выдвинутых гипотез Запоминание информации Понимание информации Знакомство с информацией Работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами) Работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами) Цели чтения
Работа с текстом учебника Способы чтения: Просмотр Выборочное чтение Чтение-изучение Выборочное чтение Чтение про себя Чтение вслух Чтение-сканирование Углубленное чтение Чтение по ролям Опережающее чтение
Способы обработки информации «Инсерт» Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Способы обработки информации Технологический прием Инсерт и таблица Инсерт сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому Знак Значение знака V отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику + отмечается новое знание, новая информация отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе ? отмечается то, что осталось непонятным и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее
Способы обработки информации Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, можно предложить учащимся прочитать параграф, выделить главные мысли, найти в тексте то, о чём не говорил учитель на уроке. Например, при изучении темы «Умножение натуральных чисел и его свойства» можно опустить в объяснении, когда можно не ставить знак умножения. Учащимся дается задание: найти в тексте то, что не упоминалось на уроке.
Способы обработки информации Проработав канву доказательства теоремы, учитель может выдать каждому ученику карточку, на которой доказательство этой теоремы представлено в виде таблицы, состоящей из двух колонок, одна из которых содержит утверждения, другая – их обоснования, а также имеются пропуски в той или иной колонке. Такие карточки можно делать дифференцированными, изменив количество пропусков. Учащимся необходимо заполнить пустые места в доказательстве.
г р а д у с с е к у н д а развернутый т р а н с п о р т и р острый у г о л прямой б и с с е к т р и с а м и н у т а Кроссворд заполняется при работе с текстом. Данный подход позволяет использовать данный прием на стадии осмысления и более целенаправленно изучать информацию. Кроссворд может быть предложен ученикам и на стадии закрепления изученного материала в конце урока п л а н и м е т р и я Способы обработки информации
составление плана прочитанного конспектирование (Учащимся на данном этапе можно предложить заполнить таблицу, в которой данный математический факт необходимо представить с помощью слов, на языке символов и в графическом виде) тезисы
Работа после чтения «дерево знаний» маркировочная таблица ЗХУ, кластеры – выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке. синквейн (происходит от французского пять. Это стихотворение из пяти строк)
Работа после чтения Синквейн Первая строка тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным Вторая строка описание темы в двух словах, как правило, прилагательными Третья строка описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами Четвертая строка фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме Пятая строка одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы
Рассмотренные приёмы работы с текстом учебника обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизирует умственную деятельность учащихся, прививает интерес к изучаемому предмету.
Презентация создана по материалам статьи Серебренниковой А.А. «Работа с текстом на уроках математики», 2011 г. Благодарю за внимание