Гласные в окончаниях существительных Булатова Л.П., учитель русского языка БОУСОШ 1 МО Динской районКраснодарского края Русский язык 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Орфограммы существительных Булатова Л.П., учитель русского языка Русский язык 10 класс.
Advertisements

Формы имён существительных Культура речи. Окончания родительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода Имеют нулевое окончание:
Окончания существительных и прилагательных множественного числа в именительном, родительном, творительном падежах.
Задание А3 Именительный падеж множественного числа Родительный падеж множественного числа Томаты Томатов Помидоры Помидоров Лимоны Лимонов Апельсины Апельсинов.
Правописание окончаний имён существительных. Орфоэпическая работа Задание: проставить ударение в словах, назвать имена существительные Баловать, диспансер,
Морфологические нормы. 10 класс. Морфологические нормы употребления имён существительных. Относятся к среднему роду: летнее пальто, широкое шоссе. Исключение:
Морфологические нормы русского языка ЕГЭ А3. О нормах Главным понятием культуры речи является норма Нормы бывают орфоэпические, акцентологические, словообразовательные,
Морфологические нормы Нормы употребления форм различных частей речи.
ДЕЛОВОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК Спецкурс 11 класс. ПРОВЕРЬ СЕБЯ.
Готовимся к ЕГЭ Культура речи. Если существительное обозначает предмет, то оно обычно приобретает характеристику среднего рода: пальто, кашне, метро.
Стилистика русского языка и культура речи1 3. Произносительные и морфологические нормы 1. Орфоэпические нормы 2. Акцентологические нормы 3. Морфологические.
Задание А 3 Морфологические нормы. В этом задании проверяется умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного.
Образование частей речи Образование форм различных степеней сравнения прилагательных. НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней.
Некоторые словообразовательные нормы. Тип ошибкиПримерПравильный вариант 1. Нарушение словообразовательной структуры слова (использование отсутствующих.
Постановка правильного окончания у существительных мужского рода именительного падежа множественного числа нередко вызывает затруднение. Выбор типа окончания.
Задание А 3 Морфологические нормы - нормы употребления форм различных частей речи.
Составила Марченко Лариса Алексеевна, учитель гимназии 72 г. Прокопьевска Кемеровской области Составила Марченко Лариса Алексеевна, учитель гимназии 72.
ПАМЯТКА ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И НАРЕЧИЙ При образовании ср. степени можно использовать либо слово «более», «самый»,
Выполнила: Гуськова Татьяна. Грамматические ошибки Грамматические ошибки - это несоблюдение норм слово- и формообразования, норм синтаксической связи.
Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»
Транксрипт:

Гласные в окончаниях существительных Булатова Л.П., учитель русского языка БОУСОШ 1 МО Динской район Краснодарского кра я Русский язык 10 класс

М.Горький Биоблиотека мудрых мыслей Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.

б А1Поставь знаки ударения в словах. Укажи маркером ударную гласную. ыпо а то кк ол ю торте обеси фемо сильвы ен к олег г в о вцн ш есн в н Й м т вгсвс а алост нее пор лица уткий ой е е

Грамматика Кардиограмма Диаграмма

СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ ОРФОГРАММАПРИСТАВКАКОРЕНЬСУФФИКСОКОНЧАНИЕ ФОРМА СЛОВА ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УДАРЕНИЕ

Найди общее понятие РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬ НЫХ РОД СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬ НЫХ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬ НЫХ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬ НЫХ ПАДЕЖ ОКОНЧАНИЕ

ВСПОМНИМ 1 скл. 2 скл. 3 скл.

АЛГОРИТМ 3. Определи склонение

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА 1 Е 2И По алле_, в большой аудитории_, сушить на батарее_, флаг на башне_, во всем величин_, возникнуть в воображении_, по галере_, побывать в Гвине_, при движении_, жить в деревне_, в глубокой древности_, быть в Заполярь_, о злодей_, деревья в ине_, работать в Казан_, на прошлой лекции_, о Лиди_, выставка в музе_, о Наталь_, о несчастье_.

ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ 1 Е2И По аллее, сушить на батареее, флаг на башнее, по галерее, побывать в Гвинее, жить в деревнее, быть в Заполярье, о злодейе, деревья в инее, выставка в музее, о несчастьее. В большой аудиториии, во всем величини, возникнуть в воображениии, при движениии, в глубокой древностии, работать в Казани, на прошлой лекциии, о Лидии, о Марии.

Комментированое письмо Снег давно сбежал с полей. От кра я весьма раз_езде (н,н)ой дорог_ до оближней деревень_ки стелется рож_ освещё(н,н) а я восходящим луч_м солнца. На светло (синем) небе (не)видно туч_ беловатые ооблака плывут в северо(западном) направлен_. На опушке_ берёзовой рощ_ц_ в рыхлом почерневшее_м снегу обл._стает молода я пор_соль кустов. Из оближних рощ_ с пашен_ и пастбищ_ отовсюду доносится радостна я птичь_я разноголос._ца. Быстро пр_обр_дается всё вокруг. В пр._роде тв_рится велика я тайна весе(н,н)его обн_явления.

А 29 Определите стиль и тип речи 1. Пуоблицистический стиль, рассуждение 2. Художественый стиль, описание 3. Пуоблицистический стиль, повествование 4. Научный стиль, описание

1. В каком слове окончание Е? а) в комментарий... б) присутствовать на заседании... в) по алле... г) о облагосостоянии... в

2. В каком слове окончание Е? б а) сообщить о метел... б) в оближнем зарубежьее... в) отправить письмо Анастаси... г) свидетельство о рождениии... а) сообщить о метел... б) в оближнем зарубежьее... в) отправить письмо Анастаси... г) свидетельство о рождениии...

3. В каком слове окончание И? а) окна в ине... б) конфликт в Закавказь... в) обратиться к Наталь... Петровне г) приехать из Турци... а) окна в ине... б) конфликт в Закавказь... в) обратиться к Наталь... Петровне г) приехать из Турци... Г

4. В каком слове окончание И? Г ) готов к отправкаа... б) в глубоком ущельее... в) в усть... реки г) в теплом помещениии... а) готов к отправкаа... б) в глубоком ущельее... в) в усть... реки г) в теплом помещениии...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? 5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е? в а) узнать о постановке..., присутствовать на репетиции..., сообщить о пьес... б) укрыться в цитадель..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится в) безразличен к полемик..., спрятать в подземелье..., стоять на распутье... г) держать в укрытии..., застыть в недоумении..., виднеться в поднебесье...

А3 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) молодые бухгалтеры 2) пара носок 3) пять облюдец 4) здоровые дёсны 2

З А П О М Н И Т Е Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на твёрдый согласный в род. п. мн.ч. имеют нулевое окончание, если обозначают: 1)парные предметы: 1)парные предметы: варежки варежек (но: носки носков); 2)национальность на н или р ( с основой на н или р ): (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов); армяне-армян, болгары болгар (но: калмыков, киргизов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов);

3) воинские подразделения (но: минёров, сапёров); 3) воинские подразделения: (отряд) партизан, гусар, солдат (но: минёров, сапёров); 4) некоторые единицы измерения: 4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, гран (но: граммов, килограммов); 5)существительные ж.р. на -НЯ и на (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев) 5)существительные ж.р. на -НЯ и на -ЦЕ: башнея башен, басня- басен; облюдец, зеркалец, одеялец, полотенец (но: болотцев, копытцев, кружевцев, поленцев) З А П О М Н И Т Е

Существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п., мн.ч. имеют окончание -ОВ : лимонов, баклажанов, абрикосов, томатов, помидоров (но: яоблок)

З А П О М Н И Т Е -ЬЕ ий илий Существительные на -ЬЕ в форме р.п., мн.ч. имеют окончание ий : снадобье - снадобий, захолустье захолустий (но: платьев, устьев, низовьев, верховьев)

Узелки на память В детской сказке колобок по траве катиться мог Без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.

Узелки на память Шесть гектаров апельсинов, яоблок, груш и мандаринов. Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.

Узелки на память Уважают человека у туркмен, татар, узбеков, У таджиков и армян, у монголов и цыган. У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов у башкир и белорусов, У киргизов и грузин, У бурят и осетин.

От существительных образуйте формы родительного падежа множественого числа. апельсины баклажаны башкиры облюдца ботинки гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки 12

21 апельсинОВ баклажанОВ башкир облюдец ботинок гектарОВ грузин киргиз мандаринОВ носок

Выберите правильный вариант окончания существительного Выберите правильный вариант окончания существительного. 1) Большой фруктовый сад ра..пол…жившийся в д…лине занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) Хотя в нашем классе учат…ся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов), (армян, армяней) и (грузинов, грузин) мы пр…красно живём вместе делясь друг с другом частичкой национальной культуры. 3) В завещании… было указа(н,н)о что наследство делит…ся на несколько р…вн…це(н,н)ых (доли, долей). 4) В магазине имеет…ся большой выбор разн..образных товаров (чулок, чулков) (носок, носков) (сапог, сапогов) (туфлей, туфель).

А3 Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. 1) пара сапог 2) двое англичан 3) шесть гусаров 4) мало народу 3

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) примерка платьев 2) пара цапель 3) пять килограмм 4) два ведра баклажанов 3

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двадцать граммов 2) несколько кочерёг 3) много басен 4)корзина абрикос 4

А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) двое татаров 2) сладких яоблок 3) взвод солдат 4) отряд партизан 1

Использованые ресурсы Подготовка к ЕГЭ к ЕГЭ Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н.Персональный сайт учителя русского языка Перовой И.Н. _uroku/ _uroku/ Факультет «Реформа образования» -