Особенности внимания у детей с задержкой психического развития Выполнила: Лука А.
Актуальность исследования В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии». Комплексное изучение ЗПР, как специфической аномалии детского развития развернулось в советской дефектологии в 60-е годы и связано с именами таких ученых, как Т.А. Власова, В.М. Астапов, Н.С. Певзнер, В.М. Лубовский и др. Первые обобщения клинических данных о детях с ЗПР и общие рекомендации по организации коррекционной работы с ними в помощь учителю были даны в книге Т.А. Власовой и Н.С. Певзнер «О детях с отклонениями в развитии».
Цель исследования- определить особенности внимания дошкольников при задержке психического развития. Цель исследования- определить особенности внимания дошкольников при задержке психического развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Подобрать и проанализировать психолого- педагогическую литературу по заявленной проблеме; Подобрать и проанализировать психолого- педагогическую литературу по заявленной проблеме; Подобрать необходимые методики; Подобрать необходимые методики; Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР и проанализировать результаты; Провести эмпирическое исследование внимания у дошкольников с ЗПР и проанализировать результаты; Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: методика «Найди и зачеркни»; методика «Найди и зачеркни»; методика «Поставь значки»; методика «Поставь значки»; методика « Запомни и повтори». методика « Запомни и повтори».
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов деятельности, в первую очередь познавательной. В зависимости от наличия сознательного выбора направления и регуляции выделяют произвольное (намеренное, целенаправленное), непроизвольное (нецеленаправленное) и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознания человека, без его волевых усилий. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Особенности внимания у детей с задержкой психического развития У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития. У учащихся с задержкой психического развития встречается повышенная истощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания на различные объекты. Многократные проявления недостатков произвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкой психического развития. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности. Значительные недостатки произвольного внимания у детей с задержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, при отсутствии мотивации к учебной деятельности.
Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития: Выявляются различные особенности проявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития: Повышенная истощаемость произвольного внимания; Повышенная истощаемость произвольного внимания; Недостаточная способность концентрации внимания; Недостаточная способность концентрации внимания; Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Указанные особенности нарушения произвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуют реализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти. Недостаточная способность концентрации внимания; Недостаточная способность концентрации внимания;
Вывод: Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым. Для организации исследования были использованы методики, предложенные Р.С. Немовым. После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня. После проведения исследования и обработки результатов было выявлено что у детей с задержкой психического развития по методике «Найди и зачеркни» колеблется между средним и очень высоким уровнем развития продуктивности и устойчивости внимания. У четырех детей по данной методики продуктивность и устойчивость внимания очень высоки. Только у одного ребенка средний уровень развития. Уровень переключения и распределения внимания по методики «Проставь значки» у всех пяти детей оказался очень низким. По третьей же методики показатель объема внимания у всей детей достиг высокого уровня. Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. Во время исследования дети не допускали ошибок, и с большим интересом подошли к заданиям, соревнуясь кто больше зачеркнет фигуры и проставит знаки. В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости. В отличии от нормального развития внимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе. При различных формах задержки психического развития у детей сопровождается нарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации, которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этом нарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!