1 Дидактические материалы к обобщающему уроку по курсу «ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…» АВТОР: Воронина Лариса Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Андреевская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района Владимирской области 5 класс
Дорогой друг! В этом году ты познакомился с новой книгой – «Вокруг тебя – Мир…» Вместе с авторами учебника ты постепенно открывал для себя новый, не совсем знакомый до сих пор ВЗРОСЛЫЙ МИР. ТЫ ПЫТАЛСЯ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ: Каков этот мир? Как в нём живётся людям? Чем этот мир встречает тебя? 2
3 Какое из произведений, изученных в курсе «Вокруг тебя – Мир..», запомнилось тебе больше всего? Поделись своими впечатлениями о нём с одноклассниками.
4 «ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…». Назови тех героев, которые, столкнувшись с проблемами, выбрали способы решения, основанные НА ПРИНЦИПЕ ГУМАННОСТИ. Вспомни тексты, которые вы обсуждали на уроках по книге «ВОКРУГ ТЕБЯ – МИР…». Назови тех героев, которые, столкнувшись с проблемами, выбрали способы решения, основанные НА ПРИНЦИПЕ ГУМАННОСТИ.
5 правила ограничение запрет уважение сострадание достоинство
6 Жили-были муж и жена. И родились у них ни много, ни мало – тринадцать сыновей. Выросли сыновья. Отец и мать нашли им невест и сыграли не одну, сразу тринадцать свадеб. И стали они жить да поживать. А ЧТО ПРОИЗОШЛО ДАЛЬШЕ? Какой проблеме посвящена эта сказка?
7 О чем думал Светик, наблюдая за людьми и машинами? Что могло бы произойти, если бы Светику удалось дать зелёный свет всем? Как ты понимаешь слово «ПРАВИЛА»? Нужно ли их соблюдать?
8 Попытайся сформулировать одно (или несколько) правил, которое (которые), на твой взгляд, ДОЛЖНЫ соблюдаться всеми.
9 На протяжении веков люди сделали множество важных открытий. Любой человек, всматривающийся в окружающий мир, пытающийся разобраться в самом себе, способен что-то открывать. О каком открытии идёт речь в сказке-были Андрея Платонова «Неизвестный цветок»?
10 конфликт военнопленный защита гуманность деятельное сострадание помощь
11 Вспомни! В каком произведении рассказывается об этом историческом событии? Как относится Петя Ростов к пленному французу-барабанщику? Почему?
12 Какая проблема затронута в рассказе Александра Ивановича Куприна «Чудесный доктор»? К кому из персонажей этого рассказа ты мог бы применить слова современного учёного Ильи Шевелёва: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие – милосерднее»?
13 Что ты узнал в этом учебном году Назови основные направления деятельности Международного Комитета Красного Креста
14 Почему книга, в которой говорится о правилах, уважении достоинства, сострадании, гуманном отношении к военнопленным, о помощи и защите, называется «ВОКРУГ ТЕБЯ -МИР…»?
15 Помни! Вокруг тебя – МИР, которому нужны твоё внимание, твоё сострадание, твоё ответственное отношение, твоя защита.
16
17 Данная программа была отмечена Благодарностью департамента образовательных программ Московской делегации МККК в 2005 году
18 ВОРОНИНА ЛАРИСА ВЯЧЕСЛАВОВНА учитель русского языка и литературы МОУ «Андреевская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района Владимирской области Образование: высшее; в 1986 году окончила Владимирский государственный педагогический институт имени П.И. Лебедева- Полянского по специальности учитель русского языка и литературы Стаж работы по специальности: 18 лет Возраст: 39 лет Квалификация: учитель русского языка и литературы I-ой квалификационной категории