Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н. Вся радость жизни – в творчестве. Р. Роллан
Актуальность темы Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.
Принципы моей работы системность занятий по развитию речи; акцент на развитие ОУУН, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации; интеграция предметов; тесная связь содержания урока с жизнью; развитие мотивации к изучению предмета; создание атмосферы творческого взаимодействия учителя и учащегося; разнообразие форм работы с детьми; нацеленность на конкретный результат.
Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить. целевые ориентации: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»; предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости; воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
Cистема моей работы 1.Урочная деятельность. Интеграция уроков художественно-эстетического цикла. Работа с художественными текстами на каждом уроке. Анализ текста (комплексный лингвистический, литературоведческий), начиная с 5 класса. Уроки творчества (создание прозаических текстов разных типов и стилей). Анализ стихотворных произведений, выявление особенностей стихотворной речи, создание творческих работ. Система творческих заданий, литературных игр. Выступление учащихся со своими работами, коллективное обсуждение. Размещение лучших работ на стендах «Наше творчество», «Проба пера». Подбор учащимися дидактического материала к урокам на основе художественных текстов.
Cистема моей работы 2. Внеурочная деятельность Продолжение работы в кружке «Юный журналист». Выпуск школьного альманаха с творческими работами учащихся. Создание видеофильмов (написание текстов, съёмка, подбор музыки, озвучивание, монтаж). Конкурсы сочинений, эссе, иллюстраций к произведениям. Создание учащимися творческих работ в программе Power Point. Участие в творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня. Проектная деятельность. 3. Использование современных технологий Технология проблемного обучения. Информационно-комуникационные технологии. Элементы технологии дифференцированного обучения. Проектное обучение. Система Е.Н.Ильина
Ученики - гордость учителя. В 2005г.-I место в районной олимпиаде по русскому языку 2006г. – I место в районной олимпиаде по русскому языку. 2007г. – 2 место в районном конкурсе сочинений «В эту книгу я влюблён», эссе «Моё крестьянское подворье» отмечено Союзом журналистов в г. Воронеж. 2008г. – 2 место в районной олимпиаде по русскому языку и 3 место по литературе, 2 место в районном фестивале риторики, 1 место в областном конкурсе «Книга в моей жизни». 2009г. – 2 место в районном конкурсе «Делаем книгу сами», два 1 места в районной олимпиаде литературе и 1 место по русскому языку, два девятых места в областной олимпиаде по литературе, 1 место в районном конкурсе «Молодёжь и выборы», сочинение помещено в региональный сборник творческих работ молодёжи. 2010г.- 2 первых и 2 место в районной олимпиаде литературе и третьи места по русскому языку и основам православной культуры., 9 и 10 места в областной олимпиаде по литературе. 2010г.- 1 место в районном конкурсе сочинений «И помнит мир спасённый», отмечена в областном конкурсе из 300 работ. 2010г. – 1 место в районном конкурсе «Делаем книгу сами». 2010г. – 2 место в детско-юношеском литературно-художественном конкурсе творческих работ «Сердцем прикоснись к подвигу». 2010г. – 1,2 место в районном фестиваля риторики, участники областного фестиваля.