1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы с различными видами словарей. 3. Развитие навыков связной устной и письменной речи. 4. Воспитание любви к природе, к книге, слову.
1. Что образуют все слова русского языка? Словарный состав или лексику 2. Как называется раздел науки о языке, изучающий его словарный состав? Лексикология 3. Для чего служат слова? Для обозначения предметов, признаков, действий и т.д.
Ребята, как вы думаете, сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться? Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла!
Перепишите синонимы в порядке усиления действия 1.Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать. 3. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть 2. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять 4. Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный
коротко ли Эх, Иван-Царевич, - говорит старичок, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее ( Назвать антонимичные пары: Долго ли, ( ) ехали – увидели яблоньку. Много ли, ( мало ли ) проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела. Долго ли шел, ( коротко ли ), близко ли,( далеко ли ) – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. снимать ) было! Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или ( )? неволей
Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте свое предложение. Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный,завитой, И обычный ключ дверной.
Обо всем Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном. (он растит такую рожь- с головой в нее уйдешь.) Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер. (снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!) Мама ставит пироги (подойди и помоги.) А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. Выбрать из текста стихотворения словосочетания глагол + существительное. Указать в каком значении употреблен глагол «ставить» в каждом из словосочетаний.
Найти слова с переносным значением Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава.
… Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Но словам все слова в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. В. Шефнер
Терминологический диктант 1. Словарный запас языка 2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 3.Слова, имеющие одно лексическое значение 4.Слова, имеющие несколько лексических значений 5. Слова с переносным значением 6.Слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию 7. Слова одной части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению 8.Слова, которые совпадают в своем звучании только в некоторых грамматических формах. 9.Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений 10. Слова, противоположные по значению
Домашнее задание: Выписать из художественного произведения шесть предложений с антонимами, синонимами, омонимами.