1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛЕКСИКА обобщающий урок по русскому языку в 5 классе.
Advertisements

900igr.net ЗАДАНИЕ: ВЫПИШИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СЛОВОМ СТАВИТЬ. ОПРЕДЕЛИТЕ, ОДНОЗНАЧНЫМ ИЛИ МНОГОЗНАЧНЫМ ОНО ЯВЛЯЕТСЯ. Пять рабочих ставят дом. Ставит опыт.
Однозначные и многозначные слова 5 класс Дейкина Татьяна Ивановна, ЗУВК 109, г. Запорожье.
Лексика, или словарный состав языка, – это все слова языка. Лексикология - наука, изучающая лексику языка, то есть слова со стороны их значения и употребления.
Узелок на память Мир – 1) совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве; 2) отдельная область Вселенной, планета; 3) земной шар,
Лексика Лексика. «Да будет же честь и слава нашему языку». Н.М. Карамзин.
Антонимы Учитель русского языка и литературы, татарского языка и литературы Староатлашской СОШ Старокулаткинского района Ульяновской области Сайфетдинова.
Урок- обобщение по теме Урок- обобщение по теме Лексика Лексика.
Обобщающий урок по теме «Лексика» МКОУ Свободненская сош учитель русского языка и литературы Сагатдинова Т.Б.
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
Л ЕКСИКА ( СИНОНИМЫ, ОМОНИМЫ, АНТОНИМЫ, МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА, ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ ) Подготовила Машинистова И.А.
Лексикология – это раздел языкознания, который изучает лексику, то есть словарный состав языка.
УРОК - ДЕЛОВАЯ ИГРА «РЕДАКЦИЯ» (обобщающий урок по разделу «Лексика» в 5 классе) Один день работы журнала «Лексикон» - 2 урока 1 Выполнила: Т.П. Колесникова,
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Жил-был на свете мальчик Витя Перестукин. Уроки русского языка казались ему самыми скучными на свете, и Витя получал по этому предмету плохие отметки.
Тема урока: Синонимы и антонимы.. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение.
Урок-повторение по теме «Лексика» 5 класс Выполнила учитель Глебова О.Д.
Презентацию выполнил Требушний Кирилл. Ответьте на вопросы: Что такое глагол?
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Употребление местоимений в речи. Цель урока К концу урока вы сможете правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи; составите поздравление.
Транксрипт:

1. Повторить и закрепить знания учащихся по лексике (о лексическом значении слова, синонимах, антонимах, омонимах). 2. Совершенствовать навыки работы с различными видами словарей. 3. Развитие навыков связной устной и письменной речи. 4. Воспитание любви к природе, к книге, слову.

1. Что образуют все слова русского языка? Словарный состав или лексику 2. Как называется раздел науки о языке, изучающий его словарный состав? Лексикология 3. Для чего служат слова? Для обозначения предметов, признаков, действий и т.д.

Ребята, как вы думаете, сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться? Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне, что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла. А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз её он спас, Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно, я ещё мала: Я ничего не поняла!

Перепишите синонимы в порядке усиления действия 1.Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать. 3. Шептать, кричать, сказать, воскликнуть 2. Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять 4. Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный

коротко ли Эх, Иван-Царевич, - говорит старичок, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее ( Назвать антонимичные пары: Долго ли, ( ) ехали – увидели яблоньку. Много ли, ( мало ли ) проехали – вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела. Долго ли шел, ( коротко ли ), близко ли,( далеко ли ) – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. снимать ) было! Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или ( )? неволей

Сколько значений у слова ключ? С каждым из них составьте свое предложение. Много разных есть ключей: Ключ-родник среди камней, Ключ скрипичный,завитой, И обычный ключ дверной.

Обо всем Пять рабочих ставят дом, Ставит опыт агроном. (он растит такую рожь- с головой в нее уйдешь.) Ставит счетчики монтер, Ставит фильмы режиссер. (снял он сказку «Колобок», чтобы ты увидеть мог!) Мама ставит пироги (подойди и помоги.) А диагноз ставит врач: «Просто насморк. Спи, не плачь!» Если кончился рассказ, Ставить точку в самый раз. Выбрать из текста стихотворения словосочетания глагол + существительное. Указать в каком значении употреблен глагол «ставить» в каждом из словосочетаний.

Найти слова с переносным значением Усталое солнце по небу гуляет. Ленивая туча над лесом скучает. На сонной березе щебечут синицы. Спит ветер игривый средь поля пшеницы. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава.

… Много слов на земле… Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Но словам все слова в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу,- Как знамена в чехле, их в душе берегу. В. Шефнер

Терминологический диктант 1. Словарный запас языка 2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. 3.Слова, имеющие одно лексическое значение 4.Слова, имеющие несколько лексических значений 5. Слова с переносным значением 6.Слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию 7. Слова одной части речи одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению 8.Слова, которые совпадают в своем звучании только в некоторых грамматических формах. 9.Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений 10. Слова, противоположные по значению

Домашнее задание: Выписать из художественного произведения шесть предложений с антонимами, синонимами, омонимами.