ТЕМА УРОКА:ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - МЕТАЛЛЫ Учитель химии: Орешина Татьяна Алексеевна
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства. Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Показать роль химической науки и практики в развитии народного хозяйства страны.
План урока: Актуализация знаний о строении атома, физических смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода. Формирование знаний о физических свойствах металлов. Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Контроль знаний. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы: 1. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом? Ответ: в центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома. Проверим себя? 2. Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов? Проверим себя? Ответ: радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1-3).
Ответьте на вопросы: 3. А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных слоев и число электронов на последнем уровне? Сравним ваш ответ с правильным? Ответ: Порядковый номер химического элемента – заряд ядра; номер периода – число электронных слоев; номер группы – число электронов на последнем уровне.
А решите ли вы головоломку? Выберите выигрышный путь-линию, связывающую только металлы: Вы выбрали как показано на слайде? Ваш ответ правильный! МОЛОДЦЫ!!!
Старинная легенда о металлах
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон спросил: Кто же из строителей самый главный?. Вызвались: Каменщики Плотники Землекопы
Однако мудрый Соломон объяснил, что инструменты каменщика, плотника и землекопа сделал кузнец. Следовательно, и слава главного строителя храма принадлежит кузнецу. В легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. Царь Соломон Иерусалимский храм Слава кузнецам!
Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают? Давайте сейчас выясним.
Лабораторная работа:Физические свойства металлов Перечертите в тетрадь таблицу: Металл Прозрач ность Блеск Прочнос ть Электро проводн ость Теплопр оводнос ть Пластич ность Al Zn Mg Cu Fe
Инструктивная карточка: Для заполнения таблицы пользуйтесь следующим алгоритмом: 1. Возьмите в руке кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку + или Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку + или Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку + или Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку + или Проделайте то же самое с цинком, магнием, медью, железом. 6. Сделайте вывод. Проверим себя?
Вывод: все металлы непрозрачные, блестящие, твердые, проводящие электрический ток, проводящие тепло, пластичные. Металл Прозрач ность Блеск Прочнос ть Электро проводн ость Теплопр оводнос ть Пластич ность Al Zn Mg Cu Fe Ответ:
Зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня: Атомы Ионы
Кристаллическая решетка металлов Схема кристаллической решетки металла: А так кристаллическая решетка представляется глазу человека:
Связь особенностей строения металлической кристаллической решетки со свойствами металлов: 1. Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. 3. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. 2. Благодоря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.
Закрепим знания
Определите, о каких свойствах металлов идет речь: Аргентум - по-латыни светлый, Но темных дел немало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный, Демидов погубил три сотни крепостных. Ответ: металлический блеск
Определите, о каких свойствах металлов идет речь: Все знают, что в лампе обычной Вольфрам – раскаленная нить, Но вы металлурга спросите, Легко ли его получить? Ответ: теплопроводность
Определите, о каких свойствах металлов идет речь: Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить, И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. Ответ: электропроводность
Контроль знаний
Атом ________, имеет заряд ядра ___, ___ электронных уровней, _____ электронов на последнем уровне. Простое вещество ___________ обладает следующими свойствами: ____________________________________. Заполните карточку, в соответствии с данными вам металлами Затрудняетесь ответить? Подсказка:
Домашнее задание: Параграф 13; Упражнения 1-4 (письменно) – обязательно; Упражнение 5 (письменно) – по желанию;
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ