Особенности социально- экономического развития Индии
Учебные вопросы 1. Основные макроэкономические показатели. 2. Факторы развития и экономические реформы в Индии 3. Роль государства в регулировании индийской экономики 4. Внешнеэкономическая политика Индии в условиях реформ и приоритеты внешней торговли 5. Участие в региональных интеграционных организациях 6. Правила игры на индийском рынке. Специфические условия и обычаи ведения бизнеса в Индии.
По совокупному показателю экономической свободы (Index of Economic Freedom 2011), рассчитанному журналом Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation, Индия занимает 104 место. Для сравнения, Китай и Россия, находятся соответственно на 119 и 120 местах. Благоприятные экономические перспективы Индии, положительные тенденции в развитии банковско-финансовой системы страны, баланс внешних расчетов, развитие рынка ценных бумаг позволили международному рейтинговому агентству Standard & Poor's повысить в январе 2011 г. суверенный кредитный рейтинг Индии с «ВВ+/В» до «ВВВ-/А-3». Прогноз изменения рейтинга – стабильный.
Основные макроэкономические показатели по итогам 2011 г. Показатель Значение Дефицит государственного бюджета 34,4 млрд. долл. США или 3,7% ВВП. ( 2009 – 1,4%) Уровень инфляции 7,3% (6,1% ) Золотовалютные резервы 199,2 млрд. долл. США Внешний долг Индии 229,9 млрд. долл. США ( г) Объем внешнего долга к ВВП22% Доля краткосрочной задолженности от общей суммы долга 40,6% Объем прямых иностранных инвестиций 16,4 млрд. долл. США ВВП на душу населения 1016,2 долл. США
Проблемы индийской экономики сильная зависимость от импорта сырой нефти вследствие того, что почти 1/4 жителей страны живет за чертой бедности, государство вынуждено расходовать значительные средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий; в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов; "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции; неразвитость инфраструктуры; многочисленные проблемы сельского, в т.ч. малое количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхозпродукции, большое количество посреднических структур, зависимость земледелия от погодных условий и т.д.; высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.
Планы национального развития на федеральном уровне. Их содержание можно условно разделить на несколько разделов или программ: -макроэкономическую; -программу капиталовложений с разделением на государственные и частные; -развития важнейших отраслей национальной экономики; -увеличения занятости и подготовки кадров; -развития внешнеэкономических связей; -регионального развития; -сельское развитие.
Индия является членом: Южно-Азиатского Соглашения о региональном сотрудничестве (SAARC) Организации по экономическому сотрудничеству между Бангладеш, Индией, Мьянмой, Шри Ланкой и Таиландом (BIMST-EC ) Ассоциацией регионального сотрудничества со странами Индийского океана (Indian Ocean Rim Association for Regional Cooperation - IOR-ARC) Региональной зоны по торговле и инвестициям (RTIA) стран ASEAN и Индии. Торгового блока по беспошлинной торговле драгоценными камнями и ювелирными изделиями ( MIBSTA: Мьянма, Индия, Шри Ланка, Бангладеш и Таиланд)
The South Asian Association for Regional Cooperation (SAARC) was founded in Its seven founding members are Bangladesh, Bhutan, India, the Maldives, Nepal, Pakistan, and Sri Lanka. Afghanistan joined the organization in In 2004, SAARC countries reached an agreement to create the South Asian Free Trade Area (SAFTA)