Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса Подготовили студентки 2 курса ЭФ группы Э-121 Б Величко Юлия Миненко Светлана.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Высшая школа экономики и менеджмента Кафедра общей экономической теории.
Advertisements

Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS) Выполнила студентка ИМиЕН Агапова Надежда группы ББ-21.
1. Совокупный спрос и его составляющие 2. Совокупное предложение и его факторы 3. Равновесие на рынке благ и его измерение Макроэкономическое равновесие:
Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Совокупный спрос Совокупное предложение Т.2. Равновесие на товарном рынке.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
С ОВОКУПНЫЙ СПРОС УРОК Экономики 11-й класс МБОУ Лукояновская СОШ 1 Учитель экономики А.А. Силин.
Макроэкономическое равновесие Модель совокупного спроса и совокупного предложения.
Тема 2: Макроэкономическое равновесие, потребление, сбережения, инвестиции Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
Номинальный и реальный ВВП Совокупный спрос. Причины роста ВВП Рост производства Рост цен на товары и услуги ВВП реальный ВВП номинальный.
ТЕМА 9 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Основные характеристики системы: 3. Структура. Модель AD-AS (совокупный спрос – совокупное предложение) В совокупный спрос не входит: Инвестиционный спрос.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский.
Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение Если две линии на графике пересекаются, за этим кроется что-то важное. Эрнест Кук, американский ученый.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
М А К Р О Э К О Н О М И К А Равновесие на товарном рынке.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Транксрипт:

Совокупный спрос, ценовые и неценовые факторы. Кривая совокупного спроса Подготовили студентки 2 курса ЭФ группы Э-121Б Величко Юлия Миненко Светлана

Совокупный спрос общий платежеспособный спрос на все товары и услуги, производимые, в экономике. Совокупный спрос реальный объем производимой в обществе продукции (по сути» ВВП), который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен в экономике. При расчете ВВП по потоку расходов, выделялись четыре расходующие группы, предъявляющие спрос на национальном рынке: население, бизнес, государство, иностранные потребители. Именно эти группы и формируют совокупный спрос. Иными словами, совокупный спрос включает в себя следующие составляющие: спрос домохозяйств на потребительские товары и услуги; спрос производителей на инвестиционные ресурсы и товары; государственные закупки, т. е. спрос со стороны государства; спрос на продукцию, произведенную в данной стране, со стороны иностранных потребителей (этот показатель корректируется с учетом спроса национальных потребителей на импортную продукцию). Таким образом, совокупный спрос можно представить как сумму четырех компонентов: где AD совокупный спрос; С потребительские расходы; I валовые внутренние частные инвестиции; G государственные закупки товаров и услуг; Х n чистый экспорт.

Анализ совокупного спроса во многом аналогичен анализу индивидуального и рыночного спроса. На совокупный спрос воздействует множество факторов, но главным фактором, определяющим его величину, является уровень цен в экономике. Зависимость между величиной AD и уровнем цен обратная. Однако объяснение этой зависимости сложнее, чем в случае с индивидуальным и рыночным спросом. Это обусловлено тем, что эффекты дохода и замещения в данном случае «работать» не будут, поскольку действие этих эффектов проявляется в случае изменения цен на один товар и при неизменности цен на другие. Обратную зависимость между объемом совокупного спроса и уровнем цен в экономике нельзя объяснить и с помощью закона убывающей предельной полезности, поскольку он применим только к отдельному товару. Мы же, исследуя совокупный спрос, имеем дело с агрегированным показателем. Так, спрос, предъявляемый множеством покупателей на разные товары, агрегирован в совокупный спрос. Обратная зависимость между уровнем цен в экономике и объемами совокупного спроса объясняется следующими законо­мерностями.

1. Эффект процентной ставки. Процентная ставка выступает как плата за использование заемных средств. Эффект процент­ной ставки связан с тем, что между уровнем цен в экономике и уровнем процентной ставки существует определенная зависимость, проявляющаяся следующим образом. Рост цен в экономике при неизменной величине денежной массы, находящейся в обороте, приводит к увеличению спроса на деньги. Это означает, что цена денег процентная ставка увеличивается. В итоге уменьшается потребительская и инвестиционная составляющие совокупного спроса из-за высокой процентной ставки инве­стиционная активность бизнеса падает; с другой стороны, высо­кая процентная ставка является стимулом для населения больше сберегать, что возможно только за счет сокращения потреби­тельских расходов.

2. Эффект богатства означает, что вместе с ростом цен обесцениваются финансовые активы, имеющие фиксированную цену или доход (срочные счета, облигации и т. п.). Эти финансовые активы представляют собой форму «овеществления» бо­ гатства населения. Таким образом, при росте уровня цен в эко­номике происходит обесценивание накопленного богатства. В этой ситуации население стремится возместить потери, снижая текущее потребление и увеличивая отчисления в сбережения. Итак, владельцы финансовых активов вынуждены уменьшать свои расходы, и величина совокупного спроса сокращается.

3. Эффект импортных закупок. Импорт и экспорт важные составляющие совокупного спроса. Объемы экспорта и импорта зависят от соотношения цен внутри страны и за границей. Эффект импортных закупок заключается в том, что если уровень цен внутри страны увеличивается, то национальные потребители будут приобретать больше импортных и меньше отечественных товаров, а иностранные потребители Сократят покупки товаров, произведенных в данной стране. При этом происходит сокращение экспорта, сопровождающееся ростом импорта. В итоге пока­затель чистого экспорта будет сокращаться, в результате умень­шится и объем совокупного спроса.

Все перечисленные факторы обуславливают изменение объема совокупного спроса под воздействием ценовых факторов. Графическая интерпретация такой зависимости выглядит стандартным образом и похожа на график индивидуального или рыночного спроса. Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже.

Кроме ценовых факторов на совокупный спрос влияют и неценовые факторы. Будем считать, что уровень цен задан и неизменен, а изменяются прочие условия, влияющие на совокупный спрос. Действие неценовых факторов будет приводить к смещению графика AD вправо (совокупный спрос растет) или влево (совокупный спрос сокращается), как показано на рисунке ниже. Так как величина AD складывается из четырех основ­ных компонентов, то выделяют и четыре группы неценовых факторов, влияющих соответственно на потребительские рас­ходы домохозяйств, инвестиционные расходы бизнеса, объемы государственных закупок товаров и услуг и величину чистого экспорта.

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть свя­зано с: 1. Динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов, допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте. 2. Ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относи­тельно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвести­ционные товары и сдвигают кривую AD вправо. 3. Уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса. 4. Уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприму яти и неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществи литься инвестиционные расходы. 5. Существующим уровнем технологии и быстротой мораль­ного старения оборудования. Чем быстрее развивается научно-технический прогресс, тем чаще предприниматели испыты­вают необходимость в обновлении оборудования, тем выше инвестиционные расходы и совокупный спрос. Динамика государственных расходов будет определяться целя­ми макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей политики государство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживающей экономической политики будет иметь следствием обратный результат совокупный спрос будет сокращаться.

Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны: 1. Изменением уровня ВВП в странах торговых партнерах. Чем выше ВВП в этих странах, тем выше уровень их благосостоя­ния. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличива­ется спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экспортирует страна, AD которой мы изучаем. В таком случае будет расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны иностранных покупателей расширил национальный экспорт. Увеличение Х n будет означать и возрастание совокупного спроса. 2. Динамикой валютных курсов. Так, обесценивание нацио­нальной валюты по отношению к валютам других стран увеличивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Х будет расти, будет расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты, естественно, будет иметь обратный результат.