Формирование читательской компетентности младших школьников Из опыта работы учителя начальных классов ПСОШ2 Дрючиной Т.А.
В начале XXI века дети читают «не то» и «не так» Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. читательская пассивность детей
Итоги анкетирования Многие дети при работе с текстом затрудняются: Определять тему и главную мысль произведения – 18% Определять тему и главную мысль произведения – 18% Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа –31% Делить текст на смысловые части и составлять план пересказа –31% Составлять небольшое монологическое высказывание – 38% Составлять небольшое монологическое высказывание – 38% Содержательно отвечать на вопросы – 41% Содержательно отвечать на вопросы – 41% Анализировать и понимать поэтическое произведение – 76% Анализировать и понимать поэтическое произведение – 76% Анализировать причины поступков героев – 81% Анализировать причины поступков героев – 81%
создание условий для формирования читательской компетентности учащихся начальных классов. ЦЕЛЬ:
Задачи: 1.Изменить отношение к чтению. 2.Развивать потребность в чтении. 3.Систематизировать социокультурное пространство чтения. 4.Создать базу эффективных методов и приемов по формированию читательской компетентности учащихся. 5.Стимулировать творчество детей.
Читательская компетентность - совокупность знаний и навыков и навыков отбирать, понимать, организовывать информацию интерпретировать информацию давать оценку информации
Критерии интереса к чтению: активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности. творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
положительное отношение к самой читательской деятельности;положительное отношение к самой читательской деятельности; заинтересованность конкретными книгами;заинтересованность конкретными книгами; увлечение самим процессом чтения;увлечение самим процессом чтения; стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой.стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой. Читательская компетентность
Критерии читательской компетентности Вычитывание информации из текста Интерпретация прочитанного Размышления и оценка прочитанного
принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип определения "зоны ближайшего развития" и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности; принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности; принцип сотрудничества при организации управления различными формами деятельности; диалогический принцип. диалогический принцип. Принципы:
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПриучениеОценка УпражнениеВзаимооценка ПоказПохвала ПодражаниеПоощрение ТребованиеСоревнование Дискуссия Беседа Игра МЕТОДЫ:
Урочная деятельность театрализация, ролевое чтение, «сопереживание», беседа, беседа-"приманка", дискуссия, литературная игра и другие.
дискуссия; дискуссия; коллективное чтение; коллективное чтение; беседа; беседа; беседа-"приманка"; беседа-"приманка"; состязание чтецов; состязание чтецов; реклама книги; реклама книги; литературный праздник; литературный праздник; литературная игра; литературная игра; литературная гостиная; литературная гостиная; театральный фестиваль; театральный фестиваль; библиотечный час; библиотечный час; час "тихого чтения". час "тихого чтения". Формы внеклассных занятий:
Литературные игры игры и упражнения по развитию речи; литературные головоломки;литературные головоломки; игры со словами;игры со словами; литературные викторины;литературные викторины; "стилизованные" игры."стилизованные" игры.
игровыезадания "дерево "дереводостижений" посещениябиблиотек
коллективная групповая индивидуальная Работа с родителями
Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.