Урок-исследование значительно повышает интерес школьников к предмету, к книге, способствует формированию навыка вдумчивого медленного чтения художественного произведения.
МОДЕЛЬ УРОКА- ИССЛЕДОВАНИЯ: 1) Подготовка исследования 2) Столкновение с проблемой 3) Выдвижение рабочей версии исследования 4) Исследование художественного текста через призму рабочей версии 5) Выдвижение итоговой версии исследования 6) Подведение итогов исследования Подбор текстов, «проиграть» возможные варианты хода исследования. Мотивировать работу учащихся; продемонстрировать элемент художественного текста, положенный в основу исследования, сформулировать проблему исследования Центральный этап учебного процесса. Версия может быть заведомо ошибочной; ее опровержение – также положительный результат исследования Привести учащихся к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения Через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание. Оценить результаты исследования, процесс их получения; выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся; показать перспективу полученных знаний ЦЕЛИ ЭТАПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1) мотивировать заинтересованное изучение романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»; 2) обеспечить грамотное чтение романа, дать школьникам ключ к пониманию сложнейшего художественного текста; 3) анализ эпизода из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» «Диалог Понтия Пилата и Иешуа». 1) иллюстрации к роману «Мастер и Маргарита»; 2) портрет Александра Меня; 3) картина Н.Н.Ге «Понтий Пилат и Иешуа»; 4) выставка книг М.Булгакова; 5) книга А.Меня «Сын человеческий»
ХОД УРОКА- ИССЛЕДОВАНИЯ: 2) анализ эпизода «Диалог Понтия Пилата и Иешуа». Цель: сформулировать проблему исследования 3) выдвижение рабочей версии исследования: выяснить сходства и отличия булгаковской версии древних событий от канонического Евангелия и трактовки указанного эпизода из книги протоиерея А.Меня «Сын человеческий» 1) подготовка исследования. Подбор для анализа эпизодов из романа «Мастер и Маргарита», текст канонического Евангелия, книга протоиерея А.Меня «Сын человеческий»
4) исследование художественных текстов через призму рабочей версии. Вывод-обобщение. Знакомство с картиной Н. Ге «Понтий Пилат и Иешуа» 5) выдвижение итоговой версии исследования: что есть истина – следование государственным интересами или ориентация на общечеловеческие ценности: гуманность, милосердие, доброту, всепрощение? 6) подведение итогов исследования. Писатель Булгаков свой роман посвятил вечным проблемам: добро и зло, их вечная борьба; верность и предательство, милосердие и всепрощение. «Каждому будет дано по его вере», - как сказал великий писатель
Размышление учащихся 11-А класса над общечеловеческими ценностями ГУМАННОСТЬ… МИЛОСЕРДИЕ… ДОБРОТА… ВСЕПРОЩЕНИЕ…