Философские и политические учения Средневековья
Элементы философии Средневековья 1. Христианское учение как общий фон 2. Патристика – первый этап церковного учения, формулирование основных догматов. 3. Схоластика – второй этап, целостная система знаний.
История христианского учения По двойному клику в режиме редактирования (не полноэкранном) на иконку внизу – переход к файлу «Религия» от Иванова Алексея.
1. Источники христианского учения Библия (греч. «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан. Ветхий Завет. Бытие Исход Второзаконие Псалтырь Книги пророков Новый Завет Книги апостолов 4 Евангелия, написанных учениками Иисуса Христа.
Книги Ветхого Завета - о сотворении мира, - о жизни людей в древности, законы того времени, исторические события. –Закон Моисея (декалог) – 10 заповедей, изложенных в форме божественных откровений.Закон Моисея «не сотвори себе кумира», универсальные нравственные нормы поведения: не убивай, не прелюбодействуй, не кради. норма внутреннего поведения – не желай ничего у ближнего своего.
Новый Завет –Деяния учеников Христа –Послания (письма) к христианам, пророчества. –Нагорная проповедь: внутренние наставленияНагорная проповедь Заповеди блаженства Принцип непротивления злу: люби врага своего. «Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» «Не прелюбодействуй в сердце своем»
Ценность человека в христианстве Личный, основанный на свободе союз с Творцом. В Библии впервые ярко и убедительно прозвучала идея свободы человека как права выбора поступка и ответственности. Человек подобен Богу в своей душе и благодаря ей может достичь высот чистоты.
2. Формирование философии Средневековья. Образование новых европейских государств Влияние христианства Признание христианства государственной религией ранее языческой Римской Империи в первой трети IV в. Императором Константином Великим ( ). Деятельность семи Вселенских церковных соборовВселенских церковных соборов Отрицание философии Античности
Общая характеристика философии Средневековья Монотеизм. Теоцентризм – мировоззрение, при котором бог является высшей ценностью. Теизм – учение, согласно которому человек и Абсолют существуют обособленно, Абсолют не растворен в мире, человек и космос не едины. Креационизм – учение о создании мира Творцом из ничего.Креационизм Провиденциализм – учение о предусмотрённости истории.
2.1. Патристика. Августин Блаженный. 1.Идеи неоплатоников: Абсолют, Бог – абсолютный свет; душа бессмертна 2. Религиозный фатализм: каждый человек на основе провидения изначально добр или зол, ему изначально уготован ад или рай => греховная сущность человека как постулат, жизнь не для благ или свободы. => цель человека – отречение от самого себя, смирение.
«О граде Божьем» Любящие себя до призрения к Богу От Каина Град Земной Любящие Бога до призрения к себе От Авеля Град Божий Вся история делиться на этапы, аналогичные шести дням Творения, современность и есть день шестой. Дальше нас всех ждёт Страшный суд и либо рай, либо ад => 2 группы людей:
2.2 Схоластика. Предпосылки появления: –Закрытие языческих школ в Византии в VI веке –Появление Университетов в XI веке. Характеристика: –Удаленность от реальной жизни –Принцип «справедливой середины»: мирские блага имеют право на существование как средство достижения нормального функционирования духа.
Фома Аквинский (Томазо Аквинат) Фома Аквинский ( ) философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом. Его учение – томизм – официально преподается в высших учебных заведениях ряда стран.
Томизм 1.Вера и научное знание не противоречат друг другу, а находятся в гармонии. И вера, и разум являются созданиями Бога, а Бог сам себе противоречить не может. 2.Свобода выбора => возможность ошибок. Ошибки возможны не только в поведении, но и в мыслях: противоречие между выводами разума и догматами веры. Приоритет веры над собственным разумом и опытом. 3. Философствующий разум не безнадежен: пример пользы философии – доказательства бытия божьего. Используя в т. ч. причины бытия Аристотеля, Аквинат приводит 5 способов доказательства бытия божьего (перводвигатель, первопричина, создатель мира, высшая степень совершенства).
Томизм политический 1.Лучшая форма правления – монархия: один монарх на земле как Бог на небе. 2. Концепция «двух мечей»: кроме согласия народа, праведному правителю необходимо заручиться поддержкой Папы Римского.
Вопросы для повторения: 1.История и система христианского учения. 2.Основы понимания человека в Библии. 3.Средневековая философия и её религиозный характер. Теоцентризм. 4.Патристика. Августин Блаженный. 5.Концепция двух градов – обществ, разрядов людей. 6.Схоластика. 7.Фома Аквинский (Томазо Аквинат).