ГУО «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета Парепко Елена Васильевна Исследования экзегетических подходов толкования Апокалипсиса толкования Апокалипсиса святого Иоанна Богослова Научный руководитель: кандидат богословия, доцент Акимов В.В.
СОДЕРЖАНИЕ Актуальность темы исследования Актуальность темы исследования Актуальность темы исследования Актуальность темы исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Цель исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Задачи исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Объект и предмет исследования Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Научная гипотеза Методика исследования Методика исследования Методика исследования Методика исследования Источники и литература Источники и литература Источники и литература Источники и литература Основные результаты Основные результаты Основные результаты Основные результаты Научная новизна Научная новизна Научная новизна Научная новизна Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту Положения, выносимые на защиту
Актуальность темы исследования Актуальность представленной работы обусловлена растущими эсхатологическими настроениями псевдо-христианского характера в современном обществе на территории постсоветского пространства, распространяемыми околоцерковными, зачастую антиклерикальными, группами сектантского толка. Актуальность представленной работы обусловлена растущими эсхатологическими настроениями псевдо-христианского характера в современном обществе на территории постсоветского пространства, распространяемыми околоцерковными, зачастую антиклерикальными, группами сектантского толка.
Цель исследования Автор ставит целью работы сравнительный анализ экзегетических трудов Отцов Церкви и церковных писателей, толковавших Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Автор ставит целью работы сравнительный анализ экзегетических трудов Отцов Церкви и церковных писателей, толковавших Апокалипсис св. Иоанна Богослова.
Задачи исследования: Сравнить особенности толкования Апокалипсиса в различные эпохи истории Церкви; Сравнить особенности толкования Апокалипсиса в различные эпохи истории Церкви; Прояснить сюжетную, тематическую, структурную линии Апокалипсиса; Прояснить сюжетную, тематическую, структурную линии Апокалипсиса;
Задачи исследования: Выявить причины и тенденции появления альтернативных толкований, возникавших как в ранней, так и в современной истории Церкви; Выявить причины и тенденции появления альтернативных толкований, возникавших как в ранней, так и в современной истории Церкви; Представить трактовки толкования Апокалипсиса в настоящее время согласно следующих аспектов: Представить трактовки толкования Апокалипсиса в настоящее время согласно следующих аспектов: - политический - экономический - социальный - экологический
Объект и предмет исследования Объект – исследование толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными писателями. Объект – исследование толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными писателями. Предмет – исторический обзор толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными писателями, их особенности, различия и сходства. Предмет – исторический обзор толкований Апокалипсиса святыми отцами и церковными писателями, их особенности, различия и сходства.
Научная гипотеза Современные трактовки прочтения и толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова имеют весьма свободное прочтение, отличающееся от святоотеческих традиций, и основываются на различных научных, а также псевдонаучных, гипотезах. Это вызвано ростом секуляризации современного общества и критики церковной жизни. Современные трактовки прочтения и толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова имеют весьма свободное прочтение, отличающееся от святоотеческих традиций, и основываются на различных научных, а также псевдонаучных, гипотезах. Это вызвано ростом секуляризации современного общества и критики церковной жизни.
Методика исследования Основополагающими при проведении исследования являются важнейшие принципы исторической науки – историзм, системность, научная обоснованность. Основополагающими при проведении исследования являются важнейшие принципы исторической науки – историзм, системность, научная обоснованность. В ходе исследования применяются как общенаучные методы – индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др., так и специально исторические – историко-сравнительный, историко-генетический, проблемно-хронологический. В ходе исследования применяются как общенаучные методы – индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия и др., так и специально исторические – историко-сравнительный, историко-генетический, проблемно-хронологический.
Источники и литература При исследовании темы магистерской диссертации были использованы материалы фондов Национальной Библиотеки Республики Беларусь, библиотек Минской Духовной Академии и Семинарии, Института теологии БГУ (всего около 45 единиц литературы). Значительная часть материалов была доступна в электронных библиотеках При исследовании темы магистерской диссертации были использованы материалы фондов Национальной Библиотеки Республики Беларусь, библиотек Минской Духовной Академии и Семинарии, Института теологии БГУ (всего около 45 единиц литературы). Значительная часть материалов была доступна в электронных библиотеках
Основные результаты Традиции толкования книги Апокалипсис, имевшие место в различные этапы истории христианской Церкви, зависели от социально-политической обстановки периода жизни того или иного автора толкования; Традиции толкования книги Апокалипсис, имевшие место в различные этапы истории христианской Церкви, зависели от социально-политической обстановки периода жизни того или иного автора толкования; Наиболее активно экзегеза Апокалипсиса развивалась в условиях внешнего давления на христианство ввиду усиления эсхатологических настроений среди членов Церкви; Наиболее активно экзегеза Апокалипсиса развивалась в условиях внешнего давления на христианство ввиду усиления эсхатологических настроений среди членов Церкви; Современные трактовки Апокалипсиса обусловлены дестабилизацией общественно-социальной жизни в постперестроечный период отечественной истории Современные трактовки Апокалипсиса обусловлены дестабилизацией общественно-социальной жизни в постперестроечный период отечественной истории
Научная новизна В работе была исследована экзегетическая традиция Святых Отцов и церковных писателей первого тысячелетия, рассмотрены толкования Апокалипсиса относительно исторических событий, описанных в книге, а также представлены современные эсхатологические толкования, связанные с различными аспектами жизни современного общества. В работе была исследована экзегетическая традиция Святых Отцов и церковных писателей первого тысячелетия, рассмотрены толкования Апокалипсиса относительно исторических событий, описанных в книге, а также представлены современные эсхатологические толкования, связанные с различными аспектами жизни современного общества.
Положения, выносимые на защиту: Книга Апокалипсис святого Иоанна Богослова была написана в период становления христианской Церкви, когда она, будучи гонимой, ожидала скорого возвращения Спасителя Иисуса Христа на землю; Книга Апокалипсис святого Иоанна Богослова была написана в период становления христианской Церкви, когда она, будучи гонимой, ожидала скорого возвращения Спасителя Иисуса Христа на землю; Апокалипсис подводит итог всему, что было сказано в библейской традиции о Втором пришествии Христа. При этом Иоанн Богослов прибегает к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения; Апокалипсис подводит итог всему, что было сказано в библейской традиции о Втором пришествии Христа. При этом Иоанн Богослов прибегает к образам, заимствованным из ветхозаветных пророчеств, подчёркивая тем самым преемственность ветхозаветного и новозаветного откровения;
Положения, выносимые на защиту: Экзегетические традиции толкования Апокалипсиса наиболее полно проявились в периоды социальной напряженности. Однако во втором тысячелетии сама книга являлась фактором эсхатологических волнений в периоды, вызванные приближением «переломных годов»: 1666, 1999, 2000; Экзегетические традиции толкования Апокалипсиса наиболее полно проявились в периоды социальной напряженности. Однако во втором тысячелетии сама книга являлась фактором эсхатологических волнений в периоды, вызванные приближением «переломных годов»: 1666, 1999, 2000; Современные толкования Апокалипсиса часто базируются на спекуляциях, основанных на псевдонаучных позициях. В словах книги, описывающей начальное состояние христианской Церкви, находят описание современных событий (напр. таких как Чернобыльская катастрофа) и выводятся футуристические реалии, основываясь на непроверенные научные данные Современные толкования Апокалипсиса часто базируются на спекуляциях, основанных на псевдонаучных позициях. В словах книги, описывающей начальное состояние христианской Церкви, находят описание современных событий (напр. таких как Чернобыльская катастрофа) и выводятся футуристические реалии, основываясь на непроверенные научные данные
Благодарю за внимание