Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Advertisements

Цель: помочь учащимся 5-х классов адаптироваться в новой обстановке.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Преемственность в обучении и воспитании начальной школы и среднего звена Составила зам. по УВР Савельева Евгения Александровна Составила зам. по УВР Савельева.
Преемственность обучения при переходе из начальной школы в 5- й класс МОУ гимназия 1 г. Советска учебный год.
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
«Преемственность между начальной ступенью обучения и основной школой в условиях введения ФГОС» Докучаева Т.Л.
Преемственность между начальным и средним звеном МО учителей естественно-научного цикла.
Консультация для учителей по теме: Преемственность обучения между начальной школой и основной.
Смена социальной обстановки Изменение роли учащегося Увеличение учебной нагрузки Изменение режима дня Разность систем и форм обучения Нестыковка программ.
МОУ « Точилинская сош » Смоленского района Алтайского края Педсовет « Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения » Зам. директора по УВР Гребенкина.
Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Адаптация учащихся 5-х классов к образовательным программам и условиям обучения в средней школе.
МОУ « Октябрьская СОШ » « Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения » Митрофанова Анна Владимировна Педагог-психолог.
Тема: «Преемственность в обучении 4-5 классов» Сыса Н.Е.
Особенности развития младшего подростка. Особенности адаптации детей к школе.
Педагогический совет «Проблемы преемственности между начальной и основной ступенями образования. Изучение условий успешной адаптации учащихся» г.
Тема. Преемственность в образовании между I и II ступенями обучения. презентацию подготовила заместитель директора по УВР МОУ «Линевская СОШ» Миронова.
Малый педагогический совет "Адаптация пятиклассников в условиях перехода из начальной школы в основную»
Что такое адаптация? Термин «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio – приспособление. Адаптация - приспособление организма к условиям среды.
Транксрипт:

Преемственность начального и среднего звена в коррекционной школе

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы много говорится о сложностях этого периода обучения, который порождает серьёзные педагогические проблемы.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; нестыковкой программ начальной и основной школы; различием требований со стороны учителей- предметников; изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. От одного уютного кабинета, от одного учителя, к которому ребёнок привык, он попадает в новое образовательное пространство. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. Высокий уровень тревожности, напряжение, психологический дискомфорт – всё это приводит к стрессовым ситуациям, к потере интереса к учению и, как следствие, к ухудшению успеваемости.

Одним из направлений на пути к решению основной задачи по повышению эффективности и улучшению качества учебно- воспитательного процесса в среднем звене школы, на наш взгляд, является логическое обеспечение преемственности обучения и воспитания школьников.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школь­ников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащих­ся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит до­казать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и во­ ружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными. Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом.

Проблемы, связанные с переходом учащихся из начального звена в среднее 1. В среднюю школу дети приходят с разным уровнем подготовленности Учащиеся отличаются : отношением к учёбе; общим развитием; умением самостоятельно работать, осмысливать материал.

2. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, вступают в учебные дискуссии, спо­рят с товарищами, отстаивая свою точку зрения. Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно».

В связи с этим ребенок не может выстроить модель своего поведения на уроке и пока он решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

3. Создание ситуации успеха для пятиклассников Ошибочным мнением педагогов среднего и старшего звена является признание того, что в пятом классе нужно приучать школьников к нелегкому учебному труду, а создание ситуации успеха, равно так же как и использование игровых мо­ментов на уроке, - это удел начальной школы. Такое мнение приводит к большому разрыву в организации учебного процесса в начальном звене и средней школе. Пя­тиклассники еще очень нуждаются в позитивных отзывах педагога. Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться действен­ными мотивами для успешного обучения.

4. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Вдумчивые педагоги, понимая значимость этих традиций в жизни детей, стре­мятся сохранить их и продолжить в пятом классе с последующей трансформацией в соответствии с возрастными особенностями в более важные и необходимые для уче­ников мероприятия.

5. Отсутствие коллективных средств обучения Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и роди­телей перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее зна­чимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодей­ствовать со сверстниками и в учебной деятельности. Они с удовольствием работают в больших и малых группах, парах, парах сменного состава. Кроме того, позитивные отношения к сверстнику они переносят и на педагога, способного организовать значимое для школьников общение.

6. Наличие большей свободы и самостоятельности В начальных классах большую часть времени дети находились вместе с учителем как на уроках, так и на переменах. А в среднем звене классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с детьми. Поэтому ученики порой не знают, как правильно распорядиться свободным временем, что зачастую приводит к нарушению дисциплины на перемене.

7. Личностный контакт с учителями Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его дости­жения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Однако было бы не справедливо говорить, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положитель­ных моментов и новобразований в этом переходном периоде. Большинство школь­ников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности. Нельзя отрицать и то, что существует категория детей, для которых пятый класс становится «облег­ чением». Это касается учеников, у которых не сложились отношения с учителем на­чальной школы, и выход в большую школьную семью спасает их от неотъемлемого клейма «бездельник», «хулиган», «лодырь», «неумеха» и т.д. Очень нелегко вы­рваться из этого порочного круга. Но такие случаи нередки и известны в каждой школе. В этой ситуации многообразие педагогов и их мнений спасает ребенка от предвзятости, открывает для него новые горизонты и веру в себя.

Основные пути реализации преемственности в учебно – воспитательной работе Как можно раньше определить учителей-предметников и классных руководителей будущих 5 – ов; Посещение уроков в 4 кл учителями – предметниками; Открытые уроки учителей 4-х классов (письмо и развитие речи, математика, развитие устной речи); Разработка психологической игры «Впереди у нас – 5-ый класс» для учащихся; Посещение будущим классным руководителем уроков; Соблюдение единых педагогических требований к обучению и поведению учащихся; Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений; Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков; Проведение психолого – педагогического консилиума по вопросам адаптации пятиклассников к новой ситуации обучения и жизнедеятельности в школе.

ПАМЯТКА РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ 1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников. 2. Уделять особое внимание организации учебного процесса. 3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: начинать уроки со звонком; готовиться к уроку на перемене; прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика; поднятая рука – это сигнал вопроса или ответа; отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске. 4. Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включать физкультминутку. 5. На уроках не должна превышаться норма письма, на всех уроках главная общеучебная задача – формирование речевых, коммуникативных умений. 6. Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями. 7. Особое внимание на всех уроках уделять развитию поэтапно навыков работы с текстом. 8. Задача учителя – знать затруднения в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь. 9. Не забывайте: «Ученик и учитель – союзники. Обучение должно быть бесконфликтным». Учитесь учить не уча.

Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в основной школе