Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В. И. Даль. Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
I спр. -ущ (-ющ) II спр. -ащ (ящ) I спр. -ем (-ом) II спр. -им.
Advertisements

1 А подать сюда причастный оборот!.. Обособление причастного оборота на письме запятыми.
Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. 6 класс.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ В РУССКОЙ РЕЧИ Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы СШ 6 Лабинский район Ивлева Е. В.
Причастие Автор: Бабакина Софья, ученица 7-б класса МОУ «Гимназия 11» г.Бийска Алтайского края.
Загадочная страна «Причастие» Урок русского языка в 6 классе подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.
ПРИЧАСТИЕ Урок в 10 – 11 классах. Цели урока: Вспомнить морфологические признаки причастия; Вспомнить особенности правописания и употребления причастия.
причастие + существительное прилагательное + существительное глагол + существительное.
Тип урока : повторительно – обобщающий урок. Цели : учащиеся должны уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, выделять причастный.
Фрагмент урока русского языка в 6 классе Тема: Причастный оборот Учитель: Тетерко Ю. А., МКОУ СОШ с. Осиновая Речка.
Причастие как часть речи Автор проекта Андрей Д..
Загадочная страна… Урок русского языка в 7 классе. Учителя Ковальчук Натальи Юрьевны ООШ I – II ступеней с.Молодежного.
Презентация Обуховой М.А. Гимназия 17. Зеленый, желтый Красный, синий – Всем известные цвета, Существительного признак – В нем постоянство, красота.
Дидактическая игра «Так и не так». Так и не так 1 Высказывание В.И.Даля о причастии: «Часть речи, причастная к существительному, в образе глагола».
Выполнила учитель русского языка Казимирова О.В..
Причастие как особая форма глагола. Урок русского языка в 6 классе.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
«Правописание причастий». Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П.Чесноков.
П РИЧАСТИЕ Ц ЕЛЬ УРОКА : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ГРАММАТИЧЕСКИМИ ПРИЗНАКАМИ ПРИЧАСТИЯ, УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ПРИЧАСТИЕ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. Фронтальный опрос. 1. Что.
Цель урока: ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия – особой формы глагола; научить их отличать причастие от других частей речи, устанавливая.
Транксрипт:

Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного. В. И. Даль. Они, глагольные имена, служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М. В. Ломоносов. Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю. (П. Чесноков)

Не стану жалеть о промчавшемся лете, Гоняться за теми ушедшими днями. Ведь в каждом поблекшем, опавшем соцветье Есть завязь, и стать ей дано семенами. (М. Джалиль. Письмоносец) Я жить хочу, чтоб родине отдать Последний сердца движущий толчок. (М. Джалиль. Неотвязные мысли) Мир и мировая литература знают много поэтов, обессмертивших свои имена неувядаемой славой, но таких, как поэт- герой Муса Джалиль, увековечивший свое имя и бессмертными творениями, и смертью, которая сама является подвигом, не так уж много.

1. Укажите причастие Синий Синеет Синеющий Синеватый Синея

2. Укажите словосочетание прил. + сущ., где существительное- главное слово. Зимняя дорога Зимующие птицы Замерзшая река Раскрытая книга

3. Укажите словосочетание прич. + сущ., где существительное- главное слово. Бушующее море Сидящие на дереве Зеркальная поверхность Выполнивший задание.

Работа с текстом. В воспоминаниях друзья, знавшие Мусу по Москве, рисуют его живым, увлекающимся, жизнерадостным, любящим смех и шутки, изобретающим на вечерах занятные и веселые игры, умеющим импровизировать остроумные стихи и едкие эпиграммы. Чувство юмора никогда не изменяло ему; шутил он непринужденно, не стараясь смешить кого-то. Юмор был естественной потребностью Мусы, сопровождая его на всем жизненном пути, помогая работать и преодолевать невзгоды. Муса любил смешить, но и сам любил посмеяться. А если было что-то очень смешное, хохотал без удержу до слез, по-детски вытирая глаза кулаками. Однажды сестра Хадича рассказала об одном озорнике, который, не дотянувшись рукой до чужого звонка в двери, попросил прохожего нажать кнопку: - А теперь, дядя, бежим отсюда, не то нам с тобой достанется! Муса хохотал, заставляя пересказывать снова и снова. А через двенадцать лет он вспомнит эту историю в фашистских застенках… (Гази Кашшаф. По завещанию Мусы Джалиля)

Работа в группах. I группа – вспомните и запишите пословицы и поговорки с причастиями. II группа – какие фильмы, книги можете назвать, где употреблены причастия? Запишите.

I – 1) Пропущенный час годом не воротишь. 2) Обдуманное слово дороже жемчуга. 3) Язык, сказавший глупые слова, не виноват, виновата голова. 4) Слова, рожденные обидой, не торопись произносить и др. II – Унесенные ветром, Униженные и оскорбленные, Рожденные бурей, Разрушенный бастион, Улицы разбитых фонарей и др.

Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

Беседа К какой части речи относятся слова с пропусками? Докажите, вспомнив определение причастия. Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста. Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста. Назовите синтаксическую функцию причастия? Какова роль определений в тексте?

Некоторые словосочетания в нём выделены. Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение и составьте самостоятельно определение понятия причастный оборот.

Перед вами тот же текст без причастных оборотов. Сравните его с первоначальным вариантом. Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?

Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания. * Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.

Какая информация содержится в данном изображении? Вопрос ставится ко всему причастному обороту. Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически. Это определяемые слова. Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.

– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит обособить? Составьте словарь корня.

Из словаря С.И Ожегова Обособить – выделить особо, ограничить Особенный – не такой, как все, исключительный Обособленный – стоящий особняком, отдельный Обособление – выделение, ограничение Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение

Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота? Причастный оборот является обособ- ленным определением после определяемого слова