Ангельское и демоническое в поэзии М. Ю. Лермонтова Курсовая работа по литературе ученицы 10 эк. класса УВК-лицея 100 Авдониной Анастасии
Содержание Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона; Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова: – Русские критики и философы о взаимосвязи поэта и его лирического героя, – Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон», Грехопадение Трагедия в любви Борьба с ангелом за душу Изгнание из мира – Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворениях «Мой демон» (1830), «Ангел»; Ангельское и демоническое как черты романтизма.
Прием антитезы – основное средство в создании образов ангела и демона Антитеза (противоположение) – один из приемов стилистики, заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, резко оттеняя контрастные черты друг друга.
Направления толкования образно- философской композиции Лермонтова : Демон – природное свойство личности, когда стремление к отрицанию преобладает над другими (В. Соловьев «Лермонтов») Идея о соединении и борьбе двух начал (Д. Мережковский «М. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества»; Д. Андреев «Роза мира») Демон – двойственность души, которая не принадлежит ни Богу, ни дьяволу (А. Блок 1905 г)
Воплощение ангельского и демонического в личности и творчестве М. Ю. Лермонтова «Он был похож на вечер ясный, Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет.» В Демоне, как во всяком человеке, и прежде всего в душе самого Лермонтова, «встретилось священное с порочным». Герой стал воплощением внутреннего «я» автора – гордого, одинокого, жаждущего возвышенной любви и независимости, а потому несчастного и печального.
Образ отверженного и тема роковой судьбы в поэме «Демон» «Но, кроме зависти холодной, Природы блеск не возбудил В груди изгнанника бесплодной Ни новых чувств, ни новых сил, И все, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел.» Перед Демоном Лермонтов рисует прекрасный мир природы, живущей, напряженной, деятельной и внутренне гармоничной жизнью, что резко контрастирует с духовной драмой Демона, с его полным одиночеством. М. Врубель «Демон поверженный»
Трагедия в любви Бесчеловечность Демона, сознательно требующего от Тамары добровольной жертвы, контрастна человечности Тамары, глубоко чувствующей страдания героя и готовой ценой собственной жизни обратить Демона на путь добра. К. Маковский «Тамара и демон» «О нет, прекрасное созданье, К иному ты присуждена; Тебя иное ждет страданье. Иных восторгов глубина; Оставь же прежние желанья И жалкий свет его судьбе: Пучину гордого познанья Взамен открою я тебе.»
Борьба с ангелом за душу «И гордо в дерзости безумной Он говорит: «Она моя!» Каким смотрел он злобным взглядом, Как полон был смертельным ядом Вражды, не знающей конца, - И веяло могильным хладом От неподвижного лица.» М. Врубель, иллюстрация к поэме «Демон»
Изгнание из мира Демон исчезает из эпилога: мир рисуется свободным от его ропота, перед читателем предстает грандиозный замысел Бога – монументальная картина «Божьего творенья», «вечно молодой природы», поглощающего все сомненья и дела человека. Акварель М.Ю.Лермонтова «Кавказ» «Земля цветет и зеленеет; И голосов нестройный гул Теряется, и караваны Идут, звеня, издалека, И, низвергаясь сквозь туманы, Блестит и пенится река. И жизнью вечно молодою. Прохладой, солнцем и весною Природа тешится шутя, Как беззаботная дитя.»
Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Мой демон» (1830) «И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав предчувствия блаженства, Не даст мне счастья никогда.» Демон крушит все иллюзии, он заставляет скептически и трезво смотреть на жизнь со всеми ее противоречиями.
Внутренний конфликт лирического героя и авторского «я» в стихотворении «Ангел» «Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.» И лирический герой, и авторское «Я» потаенно продолжает ощущать соперничество двух сторон души.
Ангельское и демоническое в живописи М. Врубеля М. Врубель «Демон сидящий» Как говорил Врубель: «Демона не понимают - путают с чертом и дьяволом, тогда как "черт" по-гречески значит просто "рогатый", дьявол - "клеветник", а "Демон" значит "душа" и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе".
Ангельское и демоническое как черты романтизма в поэзии Лермонтова В стихах М. Лермонтова выражено весьма глубокое восприятие индивидуальности человека, его внутреннего мира. Человек и мир – вот то, что прежде всего волновало молодого поэта. Живое внимание к чувствам и переживаниям личности мы видим в его произведениях. Решетнёв М.С «Лермонтов на Кавказе»
Спасибо за внимание