Воланд и его свита
Сатана, посетивший Москву под видом иностранного профессора чёрной магии, «историка». Это дьявол князь тьмы дух зла и повелитель теней.
«Росту он был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а справой золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях. …По виду – лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет....Словом - иностранец.» «Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый – пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар»
Фагот (Коровьев) Старший из подчиненных Воланду демонов, черт и рыцарь, представляющийся москвичам переводчиком при профессоре- иностранце и бывшим регентом церковного хора.
"...прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный пиджачок... гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая "...усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брюки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки".
Коровьев-Фагот - это возникший из знойного московского воздуха чёрт. Подручный Воланда только по необходимости надевает различные маски: пьяницы-регента, ловкого мошенника, проныры-переводчика при знаменитом иностранце и др. Он, действующее лицо многих глав в этом романе, в которых проявляется «чёрная магия» во всей её красе.
Кот Бегемот Персонаж свиты Сатаны, шутливый и беспокойный дух, предстающий то в образе гигантского кота, ходящего на задних лапах, то в виде полного гражданина, физиономией смахивающего на кота.
Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот двинулся на задних лапах. Кот оказался не только платежеспособным, но и дисциплинированным зверем.
Юмористические сценки с его участием в какой-то мере снимают остроту тех житейских, нравственных и философских проблем, которые роман ставит перед читателем. Кот Бегемот– один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Несмотря на это, он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра Варьете.
Азазелло Член свиты Воланда, "демон безводной пустыни, демон-убийца".
Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом ещё огненно-рыжий. Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазые оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца.
В образе Азазелло Булгаков совместил способности к обольщению и к убийству. Главная функция Азазелло в романе связана с насилием. Он выбрасывает Стёпу Лиходеева из Москвы в Ялту, изгоняет из Нехорошей квартиры дядю Берлиоза, убивает из револьвера Барона Майгеля.
Гелла Ведьма и вампир из свиты Сатаны. Красоту её тела портит только шрам на шее. В свите Воланда играет роль горничной.
Роль в романе: 1. Обличают человеческие пороки, наказывают грешников. 2. Показывают, что зло исходит от самого человека, способного предавать и лгать. Милосердие тоже творят люди, не лишенные света в своих душах. 3. Заставляют задуматься над вечными проблемами.