Чтениe и читательские практики младших школьников посетителей библиотек: социологический анализ
Организатор: Российская государственная детская библиотека Цель исследования: Рассмотреть динамику воспроизводства традиционных практик детского чтения и наметившейся тенденции распространения новых Участники: 1100 детей младшего школьного возраста 7 до 11 лет (494 мальчики, девочки )
Прочитали ли хотя бы одну книгу за последний месяц? Ответ «да» – 80% (max)Южный федеральный округ – 97% (min)Приволжский федеральный округ – 68%
По жанрам выбирают книги: О природе и животных 40% Приключения, фантастика, фэнтези 35% О путешествиях 30% Юмористические книги,сказки,комиксы,ужастики 25% Детективы, стихи, о войне, о технике, о спорте 15%
Мальчики выбирают книги следующих жанров: Приключения, фантастика, фэнтези, о войне, о путешествиях Девочки читают: Сказки, приключения, фантастику, фэнтези, о путешествиях, стихи
Какая форма подачи информации наиболее привлекательна? Книги 61,9 % Журналы 49% Энциклопедии 30% Газеты, комиксы, реклама, аудиокниги, тексты в интернете - 5%
Способы отбора книг: Понравилось название 39% Читали ранее 37% Знают автора 27% Понравилась обложка 20% Узнали в Интернете 11% Реклама - 10%
Где читают: Дома 93% В школе 23% В библиотеке 12% В транспорте 5% Не читают книги – 8% Как выбирают: Читают книги по собственному выбору – 60% По школьной программе – 40%
Лидеры: Дома (99%) - Южный федеральный округ (97%) - Сибирский федеральный округ В школе (36%) – Дальневосточный регион В библиотеке (25%) – Дальневосточный регион В транспорте (15%) – Центральный округ
вапвавававапвапв Домашняя библиотека: Один книжный шкаф (от 50 до 300 книг) – 54% Лидер - Южный федеральный округ (62%) От 300 до 500 книг – 15% Лидер Центральный округ Более 1000 книг 9% Дома книг нет 13%
Руководствуются при выборе книг советами: Родителей 50% Друзей 15% Библиотекарей и учителей 12% Слушают себя 5% Ни с кем не советуются 1%
Обсуждают книги с: Родителями 60% (max) Сибирский федеральный округ 68% (min) Уральский федеральный округ - 54% Друзьями 39% (max) Северо-Западный федеральный округ Ни с кем не обсуждают 16% (max) Северо-Кавказский округ - 21%
Конспекты прочитанных книг: Ведут – 50% Отрицательный ответ преобладает у жителей Северо-Западного округа 58% По просьбе учителей 25% По собственному желанию 18% По совету родителей 7%
Что любят родители? Не знают любимую книгу детства мамы 26% Не знают о любимой книге детства папы 53% Не знают название/жанр любимой книги мамы 47% Не знают название/жанр любимой книги папы 30,5% Читали книги, которые в детстве нравились их родителям - 39% Самые большие отрицательные показатели в Дальневосточном округе: Не знают папиной любимой книги в детстве 81% Не знают маминой любимой книги в детстве - 63% Больше других знают о маминых любимых книгах в Южном округе 74%
K Любимые книги детства родителей: «Мойдодыр» «12 стульев» «Тимур и его команда» «Приключения Гулливера» «Волшебник изумрудного города» «Белый Бим черное ухо» «Белый клык» «Эмиль из Леннеберги» «100 лет одиночества» «Маленький принц» «Три мушкетера» «Красная шапочка» «Президент каменного острова» «Золотая рыбка» «Незнайка» «Алиса в стране Чудес» «Крошечка-Хаврошечка» «Аленький цветочек» «Приключения Тома Сойера» «Муфта, Полботинка и Моховая борода» «Пеппи Длинный чулок» «Три поросенка» «Два капитана» «Приключения Электроника» «Чук и Гек» «Урфин Джус и его деревянные солдатики» Журнал «Мурзилка» Сказк и
Отношение детей к компьютеру: Пользуются Интернетом – 57% Из них: Не видели информацию о книгах в Сети – 67% Видели информацию о книгах на сайтах детских библиотек – 16% Лидер – Сибирский федеральный округ Смотрели на сайтах книжных издательств («Стрекоза», «Самовар», «Самокат» – 6% Лидеры – Центральный и Сибирский округа Обсуждают прочитанные книги в Интернете (школьник 7-11 лет) – 3% Лидеры – Центральный и Северо-Западный округа (7%) Наибольшее количество отрицательных ответов по поиску информации о книгах в Интернете – Южный федеральный округ (88%)
Чтение текстов в Интернете: Никогда не читали книги из Сети – 80% Читают книги с экрана компьютера – 11% Распечатывают текст на бумаге – 6% Используют устройства для чтения электронных текстов – 3%
Вывод: Постепенное, но неуклонное разрушение социальной среды, стимулирующей чтение, предопределило массовое отторжение от книги и чтения на рубеже XX-XXI веков. Но динамика воспроизводства традиционных практик свидетельствует о том, что ситуация не критична, по крайней мере в отношении детей- читателей библиотек младшего школьного возраста. Используемые новые технологии призваны скорее усовершенствовать, дополнить и в некоторой степени облегчить процесс чтения, но не заменить его на «инфоразвлечения» в чистом виде.