ЛЕКЦИЯ 11 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ В СТАТИСТИКЕ
§ 1. Основные понятия
Экономический индекс в статистике - относительный показатель, позволяющий сравнить простые и сложные (несопоставимые) показатели с эталоном (предыдущим периодом, другой территорией, нормативом, планом, прогнозом и т.д.) Экономический индекс в статистике - относительный показатель, позволяющий сравнить простые и сложные (несопоставимые) показатели с эталоном (предыдущим периодом, другой территорией, нормативом, планом, прогнозом и т.д.)
ОБОЗНАЧЕНИЯ
p- цена, стоимость единицы товара, продукции; q- количество реализованной (произведённой) продукции, физический объём; z- себестоимость единицы продукции; t- трудозатраты на производство единицы продукции; w= - производительность труда
pq- выручка от реализации товара, продукции; zq- затраты или издержки производства; tq- трудозатраты на производство всей продукции;
p 1,q 1,p 1 q 1,…,-показатели отчётного или текущего периода; p 0,q 0,z 0,z 0 q 0,…-показатели базисного или предшествующего периода; i –индивидуальный индекс I – общий или сводный индекс
Классификация индексов
Классификация индексов по характеру объекта исследования
Индивидуальные индексы Природа индивидуальных индексов аналогична природе характеристик в рядах динамики (коэффициентов, темпов роста и прироста). Их называют однотоварными
§ 2. Общие индексы количественных показателей
ОБЩИЙ ИНДЕКС- ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, СЛУЖАЩИЙ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ СЛОЖНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ВКЛЮЧАЮЩИЙ В СЕБЯ ИНДЕКСИРУЕМУЮ ВЕЛИЧИНУ, СОСТОЯНИЕ КОТОРОЙ СРАВНИВАЕТСЯ, И ВЕС- ПОКАЗАТЕЛЬ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОЙ ИНДЕКСИРУЕМОЙ ВЕЛИЧИНЫ
Типичный количественный показатель – физический объём
Средний гармонический из индивидуальных Средний арифметический из индивидуальных
Оцените выручку от реализации продукции всего и за счёт объёмов продаж