Основы шрифтовой графики Тема 5. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. Гражданский петровский шрифт. Лекция 11. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. Гражданский петровский шрифт. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Курс лекций
Лекция 11. История развития русских шрифтов. Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь. 2 СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА Глаголица Кириллица
Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь Рис 1. Глаголица. Кириллица
Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь
5 Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь
6 Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь Рис 2. Страница из Остромирова евангелия, гг.
7 Рис 3. Русская вязь Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь
8 Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь Рис 4. Галицкое евангелие
9 Устав. Полуустав. АДАПТАЦИЯ ШРИФТА– Приспособление уже существующего шрифта для набора на языке, для которого он первоначально не был предназначен, путем доработки букв соответствующего алфавита, а также других знаков, необходимых для набора на этом языке.
10 ОСНОВА КИРИЛЛИЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Греческий язык – источник русской письменности Миссионерский алфавит Национальная особенность Устав. Полуустав. Скоропись. Русская вязь
11 Четыре основных стиля рукописной кириллицы. – устав, парадное письмо. Медленное торжественное крупное письмо, много вертикальных штрихов, довольно широкие расстояния между буквами. – полуустав. Какое-то время существовал параллельно с уставом для менее ответственных работ, затем сменил устав. Это беглое письмо, более компактное, быстрое, мелкое, основные штрихи обычно чуть наклонные и слегка прогнутые, много выносных элементов.
12 Четыре основных стиля рукописной кириллицы. – скоропись. Более мелкое, экономное письмо, еще более прагматичное. Скорописью велась официальная переписка, писались государственные документы, вместе с тем ее использовали и для частных писем. – вязь. Декоративное письмо, использовавшееся в архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. Вязью делали надписи на колоколах, на кубках. В книгах ею писали заголовки. Это сплошь лигатурное письмо: в целях экономии места соседние буквы сливали одна с другой или располагали в промежутках.
Новые термины и понятия. МАЧТОВАЯ ЛИГАТУРА ТИТЛА СИЛЫ
Рис 5. Скоропись. Иллюстрации.
«Геометриа, или славянски землемерие» (учебник геометрии), 1708 г. – Первая книга, набранная новым шрифтом Гражданский петровский шрифт. Реформа Петра I
1. Сокращение числа букв русской азбуки 2. Замена графем русских буквиц на аналогичные латинские 3. Отмена ударений и титла 4. Унификация и оптимизация русских графем Гражданский петровский шрифт. Реформа Петра I
Гражданский петровский шрифт. Реформа Петра I В начале 1710 г. Петр подписал эталонную азбуку нового шрифта, позже названного гражданским, сделав знаменитую надпись: « Симы литеры печатать исторические и манифактурныя книги …». Таким образом, реформа кириллицы завершилась.
Вопросы для самоконтроля. 1. Перечислите основные виды русской письменности. 2. Какое влияние оказала обособленность России на графику букв и книжных изданий. 3. Причины трудного продвижения типографского дела на Руси? 4. Почему Пётр I провёл реформу русской письменности?
Рекомендуемая литература 19 1.Каллиграфия. Рукописные шрифты Запада и Востока. 45 проектов с пошаговыми объяснениями / [авт. : Р. Клеминсон, Ф. Грехэм-Флинн, К. Маккинтон и др.] ; под общ. ред. Р. Клеминсона ; пер. с англ. К. И. Молькова. - М. : Контэнт, с. : ил. 2. Ефимов В. /
20 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.