« Страницы рассказов густо окрашены кровью» Ф. Г. Бирюков «…проба пера, проба литературных сил..» М. А. Шолохов
Начиная с 1924 года в журналах появляются рассказы М. А. Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926):1924 года « Родинка» ( первый рассказ М. А. Шолохова) -« Червоточина » - « О Колчаке, крапиве и прочем» - « Калоши» -« Обида» -« Продкомиссар» -«Пастух» и др. «Донские рассказы» написаны по горячим следам событий гражданской войны и заслуживают внимания как документы истории. М. А. Шолохов сказал: « В «Донских рассказах» я старался писать правду о жизни, писать о том, что более всего волновало меня, что было злобой дня для партии и народа…» « Донские рассказы» являются первым литературным опытом писателя. На них сразу же обвалился шквал критики, но вся она была исключительно положительная. « Донские рассказы стали новеллистической предысторией «Тихого Дона»
« Донские рассказы» – это не прощание, а встреча с оружием, это стихия ожесточения. Молодой писатель воссоздал притихшую после Врангеля и Колчака Донщину, но раздул угасающие огоньки вражды, превращая мелкие банды в целые воюющие армии. Основным сюжетом являются сцены кровопролитий, братоубийств на почве всяческого классового размежевания, книгу переполняют иллюстрированные образы «богачей» и «бедноты»
М. А. Шолохов поддерживает гражданскую войну и революцию. В рассказе он ориентируется на героизацию гражданской войны, господствующую в то время. Считалось, что война – это праздник трудящихся и эксплуатируемых, месть богачам и угнетателям. Писатель умело передаёт мироощущение героев, понимает и раскрывает их глубину, показывая порой совсем неожиданные стороны.
Шолоховские герои - люди норовистые, упрямые. Они не смолчат, когда увидят несправедливость, зло, беззаконие. Персонажи «Донских рассказов» не перекладывают ответственность на другого. Произведения пронизаны образом сильного, волевого, мужественного человека, расчищающего дорогу к будущему.
« Донские рассказы» подчёркнуто анти романтичны, натуралистичны, в языковом плане обращены к достоверной просторечной народной стихии языка. Присутствуют такие словечки и речевые обороты, как откель, играйся, опосля, вы для меня есть порожнее ничтожество и др.Они призваны подчеркнуть будничность и натуральность всего происходящего. М. А. Шолохов стягивал все события в рамки « малоформатного» рассказа, раскрывая мозаику взаимосвязей личности, отбирая детали и словесные краски для самоанализа героев. Он прекрасно раскрыл технологию « новеллы», в ней- краткость малых действий, быстрое развёртывание конфликта, неожиданная концовка.
Место « Донских рассказов» по отношению к «Тихому Дону» нельзя толковать однозначно. С одной стороны, они действительно подготовили будущую эпопею, помогли писателю подняться над узкими догмами о радостной революции. «Тихий Дон» развивал многое, что робко пробивалось в «Донских рассказах». Но, с другой стороны, Шолохов в «Тихом Доне» преодолевал культ насилия, идею бойца как винтика революции, вводил романтическую красоту героев.