А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности. Пушкин и Лермонтов почти современники. Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года. Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30- е годы. Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым, писал А. И. Герцен. Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания ( Лицинию, Вольность, Андрей Шенье ), Пушкин видит назначение поэта как вдохновителя идей вольности святой, прославляющего свободу мыслей, чувств и творчества : Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок. Но после поражения восстания декабристов Пушкин почувствовал себя одиноким и вместе с тем лично ответственным за судьбу народа и Родины. Он переосмысляет свои воззрения на то, какими особыми свойствами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение. В стихотворении Пророк показано, как посланник Бога преобразует человека, всю его природу, чтобы сделать из него истинного поэта, пророка : И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую выдвинул.
Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей. Но после восстания 1825 года отношение к творчеству поэта изменилось. Массовому читателю, запуганному жестокой реакцией, пушкинская поэзия стала чуждой и непонятной. Критики ругали каждое новое произведение великого поэта. Пушкин это глубоко переживал. В стихотворении Эхо он сравнивает поэта с эхом, которое чутко откликается на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзывается : Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и волов, И крику сельских пастухов И шлешь ответ ; Тебе же нет отзыва... Таков И ты, поэт !
Обида на читателя, чувство непонятности звучит и в стихотворении Ответ анониму. Поэта огорчает, что толпа видит в нем лишь шута, развлекающего ее : Холодная толпа взирает на поэта, Как на заезжего фигляра... Но тем не менее Пушкин не призывал поэта порвать с читателем, жить в одиночестве. По убеждению Пушкина, поэт не должен поддаваться соблазну восторженных похвал, изменять своим убеждениям, своему высокому предназначению. Об этом он писал в стихотворении Поэту : Поэт ! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум ; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной : Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Пушкин считает, что поэт должен стоять выше такой толпы, что он рожден для вдохновенья, для звуков сладких и молитв, а не для житейского волненья, не для корысти, не для битв. В стихотворении Я памятник себе воздвиг нерукотворный..., написанном незадолго до трагической гибели, Пушкин подводит итог своей поэтической деятельности. Он видит свою заслугу перед Россией в том, что его поэзия пробуждала и воспитывала в людях добрые чувства, что она всегда была связана с идеалами свободы : И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.
Великое дело гениального Пушкина продолжал Лермонтов, его достойный преемник. Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова, писал А. И. Герцен. В один день стихотворение Смерть Поэта сделало Лермонтова знаменитым. Разнообразные чувства, отраженные в этом произведении, волновали душу Лермонтова : любовь к Пушкину, восхищение его гениальным даром, глубокая скорбь о его гибели и ненависть к подлым убийцам. Пушкин это гений (... угас, как светоч, дивный гений...), свободолюбивый, смелый и независимый поэт с гордой головой, с сердцем вольным и пламенными страстями.
Такого поэта не видит Лермонтов среди своих современников. Новые поэты разобщены с народом, замкнуты в своих личных переживаниях ; они пишут исполненные внешней красивости, бессодержательные стихи. В конце стихотворения Лермонтов призывает современников возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу : Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк "! Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья ?
Как и Пушкин, Лермонтов обращается в своем стихотворении Не верь себе к теме поэт и толпа, но с далеко не традиционным подходом. Лермонтов сочувствует молодому мечтателю, ценит его способность открывать в своей душе родник простых и сладких звуков. Поэт не склонен презрительно отталкиваться от толпы, которая предстает здесь не только как безликая масса, но и в скрытых драмах, трагедиях отдельных людей : А между тем из них едва ли есть один, Тяжелой пыткой не измятый, До преждевременных добравшийся морщин Без преступленья иль утраты !.. Поэт - гражданин вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди любви и правды с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии. Это была драма и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова. Пушкин и Лермонтов при всех имеющихся между ними различиями решали вопрос о назначении поэта и его поэзии, исходя из взглядов на поэта как на гражданина, борца за общественное благо, выразителя высоких идеалов и добрых чувств.