Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения» Цель урока: Актуализация и систематизация знаний учащихся о различных видах предложений по цели высказывания, интонации и составу; формирование представления о грамматической основе предложения: актуализация знаний о главных и второстепенных членах предложения, о связи слов в предложении и в словосочетании; развитие речевого слуха учащихся: формирование внимания к интонационной стороне речи; умения сравнивать и различать предложения, различные по интонации, соотносить цель высказывания предложения и интонацию, выбирать интонацию в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи (текста); Речевое развитие: введение в активную речевую практику учащихся термина грамматическая основа предложения Муниципальное образовательное учреждение «Краснохолмская средняя общеобразовательная школа 1» Тверской области учитель начальных классов Иванова Татьяна Константиновна
План урока: 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Минутка чистописания. 3. Актуализация и пробное учебное действие. 4. Физминутка. 5. Выявление места и причины затруднения. Работа по закреплению изученных правил. 6. Формирование новых знаний. 7. Самостоятельная работа. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Задание на дом. Анализ домашнего задания. 10. Рефлексия учебной деятельности. 11. Подведение итогов урока.
Ход урока 1. Знакомство с учебником «Русский язык» для 4 класса Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой
2. Минутка чистописания А а Я я
3. Давайте вспомним, что мы с вами знаем о предложении. Игра «Найди и докажи» Прочитайте группы слов и найдите среди них предложения. а)В нашей реке водятся щуки и окуни. б) Из, высоко, дым, небо, трубы, в, поднимается. в) Завтра мы рано утром вчетвером. г) Грачи слетелись на вспаханное поле. - Что выражает предложение? Запишите предложения.
4.Физминутка Зарядка для глаз
5. Опираясь на схему, расскажите, на какие виды делятся предложения по цели высказывания, по интонации. Предложение повествовательноепобудительное вопросительное. …!1 !,! 1 ?. ! !
Работа с учебником страница 4 ; упр.2 -С какой интонацией вы прочитали каждое предложение? -Какие это предложения по цели высказывания? Сравните первое и пятое предложение. Что у них общего и чем отличаются? Какой вывод можно сделать? Выпиши третье предложение. Дай характеристику этому предложению.
6. Формирование новых знаний. -Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое ? Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое грамматическая основа предложения. -Как найти в предложении подлежащее и сказуемое ?
Грамматическая основа предложения подлежащее сказуемое (о ком? или о чём? (Что говорится о говорится в подлежащем? предложении) Какое действие оно совершает?)
7. Самостоятельная работа Установление связи слов в предложении. Прочитайте информацию из упр.6 на стр.5, как устанавливается связь слов в предложении. Запомни: Грамматическая основа предложения не является словосочетанием. Выполни упр. 4 на стр. 5 Во втором предложении выпиши словосочетания. - Почему эти предложения распространённые?
8. Включение в систему знаний и повторение. - Закончите предложение. Предложение выражает…… Подлежащее и сказуемое….. Словосочетание–слова, связанные друг с другом….. Грамматическая основа предложения не является…..
9. Задание на дом Правила на стр. 3 и 5. Упр.5 на стр.5. Анализируем задание на дом. 7. Домашнее задание
9. Оцени себя ! Всё знаю Сомневаюсь Не понимаю ?
Конец урока Молодцы! Спасибо за сотрудничество!