3. Функции цены Ценообразование 080111 Маркетинг И нститут международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОДГОТОВИЛА: БЕЛОГЛАЗОВА Ю.В. Система функций цен. Единство и противоречивость функций цен.
Advertisements

1. Понятие цены и ценообразования Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук,
Функции цен и факторы ценообразования. Функции выражают объективные свойства цены. Через функции проявляются: роль цен в экономическом управлении; место.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Вопросы для проверки домашнего задания Спрос, величина и цена спроса, закон спроса. Предложение, величина и цена предложения, закон предложения. Факторы,
4. Система цен Ценообразование Маркетинг Институт международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры.
1. Рынок, его виды и основные функции 2. Характерные черты рыночной экономики 3. Конкуренция и её виды 4. Менеджмент 5. Маркетинг.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Система экономических законов.. Экономические законы устойчивые, существенные причинно- следственные, повторяющиеся взаимосвязи между экономическими явлениями.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Спрос и предложение. 1.Спрос и предложение как факторы рыночной экономики Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос,
Спрос и предложение. Спрос Спрос (Demand, D) – потребность потребителя в каком – либо определенном благе, определенное количество которого он имеет желание.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Заработная плата элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Сущность заработной.
Экономические системы Традиционная экономика На основе традиций, передающихся из поколения в поколение Командная (централизованная), директивная, плановая.
РАЗРАБОТАЛА АНИШЕВА Л.А ГОД. План Функции цены Функции цены Классификация цен Классификация цен Виды цен в канале товародвижения Виды цен в канале.
ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Выполнила : Колбаева Н., группа
Вопросы для проверки домашнего задания Что такое товар, каковы его характеристики? Что такое торговля? Назовите ее виды. Деньги, виды функции. Что такое.
Рыночная экономика
Спрос - готовность покупателя приобрести товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени; отношение.
Транксрипт:

3. Функции цены Ценообразование Маркетинг И нститут международного бизнеса и экономики Золотова Валентина Ивановна, д-р экон. наук, профессор кафедры маркетинга и коммерции

Цель и задачи: Цель лекции: показать различные функции цены как внешнее проявление ее внутреннего содержания и способ реализации в реальной действительности внутренней глубинной сущности этой экономической категории Задачи: -показать основополагающий принцип учета затрат при раскрытии учетной функции; -Показать роль стимулирующей функции цены при реализации экономических интересов всех участников воспроизводства и общества в целом -исследовать функцию цены как инструмента распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. -Показать значение измерительной функции в реализации экономических интересов участников товарного оборота(производителя, посредника, потребителя) -Исследовать функцию балансирования спроса и предложения -Раскрыть функцию цены как критерия рационального размещения производства в плановой и рыночной экономике -Выявить взаимосвязь между различными функциями цены, которая бывает как взаимодополняющей, так и противоречивой

План лекции: 1. Учетная функция 2. Стимулирующая функция 3. Распределительная функция 4. Измерительная функция 5. Функция балансирования спроса и предложения 6. Функция цены как критерия рационального размещения производства 7. Взаимосвязь между функциями

Ключевые понятия: Функция –внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений. Функция цены- внешнее проявление внутреннего содержания цены Учетная функция цены– цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд Стимулирующая функция – ею обладает такая рыночная цена, которая позволяет производителю выгодно продавать свой товар Распределительная функция -предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды Измерительная функция – с помощью ее удается измерить, определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец-получить за проданный товар Функция балансирования спроса и предложения –отражает уравновешивающую функцию цены между спросом и предложением Функция цены как критерия рационального размещения производства- состоит в том, что с помощью механизма цен осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая

Учетная функция Определяется самой сущностью цены, то есть являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья. Материалов, комплектующих изделий на изготовление товара, характеризует, с с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Основополагающий принцип учета затрат состоит в том, что применяемые на предприятии принципы и методы учета затрат должны соответствовать его организационной и управленческой структуре, номенклатуре выпускаемых товаров, технологии производства и формам связей с рынком.

С тимулирующая функция Ее значение состоит в оказываемом воздействии на производство и потребление разных товаров. Цена стимулирует производителя через уровень заключенной в ней прибыли. В результате цены способствуют или препятствуют росту выпуска и потребления разных товаров. Стимулирование происходит путем повышения доли прибыли в цене, надбавок и скидок с основной цены. Стимулирующей функцией обладает такая рыночная цена, которая позволяет выгодно продавать свой товар. Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников воспроизводства и общества в целом. Особенно значимо это для рыночной экономики когда на первое место выдвигаются экономические методы управления. Стимулирование осуществляется на всех стадиях, направлениях расширенного воспроизводства. Через систему цен стимулируются увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, улучшение структуры потребления, сокращение времени обращения, сокращение нерациональных перевозок, эффективное использование транспортных средств.

Распределительная функция Она связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения. Эта функция цены также предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость(НДС) и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды. Благодаря этой функции цены решаются также социальные задачи общества. В качестве средства перераспределения чаще всего используются регулируемые цены. Кроме них инструментом распределения и перераспределения являются финансы и кредитная система.

Измерительная и соизмерительная функции Цена обслуживает оборот товаров и обеспечивает реализацию экономических интересов всех относительно самостоятельных участников товарного оборота: производителя, посредника, потребителя. Благодаря цене удается измерить, определить количество денег. Которое покупатель должен уплатить, а продавец- получить за проданный товар. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. Зная цены различных товаров, услуг и количество продаваемых и покупаемых товаров, можно определить величину денежного платежа за товары и услуги. - Зная цену рабочей силы, труда, можно определить размер зарплаты на предприятии, в отрасли. - Сравнивая цены разных товаров., можно их дифференцировать на дорогие и дешевые. Если цены учитывают полезность, то по соотношению таких цен можно судить о соотношении полезности разных товаров.

Функция балансирования спроса и предложения Через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.–Чрезмерно высокие или низкие цены свидетельствует о диспропорциях в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или посредством изменения цен. Цена должна заинтересовывать производителя в повышении качества и расширении ассортимента необходимых рынку товаров, пользующихся спросом. Спрос выражает потребность в товаре со стороны покупателя с учетом имеющихся у него возможностей купить товар. Это практически выражается в установлении обратной зависимости между рыночной ценой и количеством приобретаемых товаров. При прочих равных условиях количество приобретаемых товаров зависит от уровня приобретаемых товаров. Чем выше цена, тем меньше товаров будет куплено покупателем, и объем проданных товаров снизится. Спрос на товары увеличивается с уменьшением цены. При повышении спроса, когда имеет место дефицит товаров, цены на них неизбежно растут. В условиях избытка товаров их продажа возможна лишь при снижении цен. Предложение характеризуется прямой зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых к продаже, и наоборот. Уравновешивающую функцию между спросом и предложением выполняет цена. Она стимулирует увеличение предложения при нехватке отваров и понижает спрос при избытке товаров. По мере становления рыночных структур и развития конкуренции, достижения сбалансированности между спросом и предложением повышение цен должно обусловливаться только улучшением качества и расширением ассортимента товаров. С развитием рыночных отношений эта функция цены будет все более усиливаться и со временем станет доминирующей при формировании цен на товары.

Функция цены как критерия рационального размещения производства: Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Подобный перелив капиталов производится предприятиями, кампаниями самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает в какой вид деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен. Вложение капиталов в производственные виды деятельности при достаточно длительном цикле производства и в условиях инфляции приводит к обесценению средств, вкладываемых в эту сферу.

Взаимосвязь между различными функциями: Стимулирующая функция цены содействует реализации функции сбалансированности спроса и предложения, способствует наращиванию производства товаров пользующих спросом. Цена может играть и противоположную роль, способствуя сокращению предложению товаров. Это также приводит к балансированию спроса и предложения, когда последнее превышает спрос. Распределительная функция действует совместно с функцией цены в качестве средства оптимизации размещения производства, способствуя переливу капиталов в те сферы хозяйства, в которых имеется повышенный спрос на конкретные товары и характерно высокая норма прибыли. Учетная функция цены вступает в противоречие со всеми прочими функциями, так как в рыночных условиях цены часто существенно отклоняются от издержек производства и реализации. Поэтому взаимосвязи между различными функциями цены должны быть предметом специальных маркетинговых исследований.

Вопросы для самоконтроля: 1. Какая функция цены позволяет производителю выгодно продавать свой товар? 2. Какие показатели измеряет учетная функция цены? 3. Какая функция отражает уравновешивающую функцию цены между спросом и предложением? 4. Какая функция цены предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, который поступает в бюджеты разных уровней на общегосударственные нужды? 5. С помощью какой функции удается определить количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец- получить за проданный товар? 6. С помощью какой функции сопоставляются ценности разных товаров? 7. Сто такое функция балансирования спроса и предложения? 8. Чтот такое спрос? 9. Что такое предложение? 10. Что произойдет с функцией цены сбалансирования функции спроса и предложения по мере становления рыночных структур и развития конкуренции? 11. Какие задачи решает функция цены как критерий рационального размещения производства? 12. Какова связь между различными функциями цены?

Рекомендованная литература: 1.Э.А.Уткин Цены. Ценообразование. Ценовая политика.-М., Цены и ценообразование: Учебник для вузов.3-е изд. Под ред.В.Е.Есипова.- Спб., Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник-М.,2000