СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ В 5-7 КЛАССАХ 30 марта 2010 г. Босова Людмила Леонидовна, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 год, автор УМК по информатике и ИКТ для 5-7 классов издательства БИНОМ
целостность и непрерывность ; научность в сочетании с доступностью ; практико - ориентированность и межпредметность ; концентричность в структуризации материала ; принцип развивающего обучения Принципы отбора содержания 2
Целостность и непрерывность Матвеева СеменовГорячев Тур - Бокучава Босова, 5 кл Босова, 6 кл Босова, 7 кл Угринович, 8 кл Угринович, 9 кл Бешенков, 8 кл Бешенков, 9 кл Семакин, 9 кл Семакин, 8 кл 3 Данная ступень является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ. В рамках данной ступени подготовки начинается / продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и классах;
Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения : включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых ; методика, предполагающая не заучивание и воспроизведение определений, а поиск нужной информации и оперирование ею. 4 Научность в сочетании с доступностью
5
отбор содержания, направленного на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни, в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда ; исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его ; 6 Метапредметная направленность
Дидактическая спираль как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике : вначале общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых ; затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. 7 Дидактическая спираль
Информация 8 Виды информации По способу получения : зрительная ; звуковая ; обонятельная ; вкусовая ; тактильная По способу получения : зрительная ; звуковая ; обонятельная ; вкусовая ; тактильная По форме представления : числовая ; текстовая ; графическая ; звуковая ; видеоинформация По форме представления : числовая ; текстовая ; графическая ; звуковая ; видеоинформация Чувственное познание : ощущение ; восприятие ; представление Чувственное познание : ощущение ; восприятие ; представление Абстрактное мышление : понятие ; суждение ; умозаключение Абстрактное мышление : понятие ; суждение ; умозаключение Классификация знаний Знания Моделирование как метод познания
5 класс ( тетрадь ) 9
6 класс ( тетрадь ) Установите соответствие между устройствами компьютера и функциями, которые они выполняют: Монитор Клавиатура Мышь Процессор Оперативная память Жесткий диск Принтер Акустические колонки Сканер Ввод информации Хранение информации Обработка информации Вывод информации 10
7 класс ( тетрадь ) Для каждой пары объектов укажите связывающее их отношение: Материнская плата и системный блок Струйный принтер и принтер Клавиатурный тренажер Клавиатор Редактирование и форматирование Текстовый процессор и прикладное ПО Paint и растровый ГР Растровый ГР и ГР Входит в состав Является элементом множества Является разновидностью Предшествует 11
обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы и т. д. 12 Развивающее обучение
Содержание 13 5 класс Информация вокруг нас Компьютер для начинающих 6 класс Компьютер и информация Человек и информация Алгоритмы и исполнители 7 класс Объекты и системы Информационное моделирование Алгоритмика
14
15
16
17
18
19
Человек и информация 20 Логические приемы Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение Информация и знания Чувственное познание окружающего мира (ощущение, восприятие, представление) Мышление (понятие, суждение, умозаключение)
21
Алгоритм модель деятельности исполнителя алгоритмов Управление исполнителем Чертежник Знакомимся с Чертежником Пример алгоритма управления Чертежником Чертежник учится, или Использование вспомогательных алгоритмов Цикл повторить n раз Управление исполнителем Робот Знакомимся с Роботом Пример алгоритма управления Роботом Цикл пока Простые и составные условия Команда ветвления 22 Алгоритмика
Объекты Предметы ЯвленияПроцессы Объекты и системы 23
Информационное моделирование 24 Информационные модели Образные СмешанныеЗнаковые Рисунки Фотографии Словесные описания Формулы Таблицы Схемы Графики Диаграммы
Занимательные задачи – это надежное, проверенное временем средство, помогающее научиться логически мыслить. Эти задачи развивают разум так же, как занятия физкультурой развивают тело. Мьюриел Манделл
1. Веселая разминка 2. Выявление закономерностей 3. Упорядочение 4. Взаимно однозначное соответствие 5. Задачи о лжецах 6. Логические выводы 7. Задачи о переправах 8. Задачи о разъездах 9. Задачи о переливаниях 10. Задачи о взвешиваниях 11. Комбинаторные задачи 12. Круги Эйлера 13. Арифметические задачи 14. Системы счисления 15. Игровые стратегии 16. Лингвистические задачи Занимательные задачи по информатике 26
Таблицы Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алёша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, санкт- петербуржец – между Юрой и Толей, а напротив него сидел пермяк и Алёша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно переписываются. Определите, в каком городе живёт каждый из ребят. 27 Юра ВитяТоля Алёша Коля Москва Санкт-Петербург Новгород Пермь Томск ---+-
28 Три подружки, Аня, Света и Настя, купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зеленом стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете – не голубой. В белом стаканчике – не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль. Какой коктейль купила Настя и в каком стаканчике ? Клубничный ВанильныйБанановый Аня СветаНастя 100 Белый Голубой Зеленый 010
Графы Сергей - большой любитель скейтборда. Он нередко заходит в магазин «Спорт», чтобы выяснить цены на некоторые товары. В этом магазине можно купить полностью собранный скейтборд. Но можно купить: платформу, один комплект из 4 колёс, один комплект из 2 держателей колёс, комплект металлических и резиновых деталей (подшипники, резиновые прокладки, болты и гайки), и собрать свой собственный скейтборд. Товар, шт Цена, езды Собранный скейтборд 82 или 84 Платформа 40, 60 или 65 Один комплекс из 4 колёс 14 или 36 Один комплекс из 2 держателей колёс 16 Один комплекс металлических и резиновых деталей 10 или 20
30 Рассмотрим все возможные варианты
31 Схемы состава. Бабушка прислала Ивану посылку с яблоками и грушами. Некоторые из этих плодов были большими, остальные – маленькими. По цвету плоды тоже различались: часть плодов была жёлтого цвета, остальные – зелёного. Среди плодов не было ни маленьких груш, ни маленьких зелёных яблок. Яблок было 25, а груш – 17. Больших плодов было 32. Жёлтых плодов было 28. Зелёных яблок было на 2 больше, чем зелёных груш. Иван угостил этими плодами своих друзей. Больше всего ребятам понравились большие жёлтые яблоки. Сколько было таких яблок? Фрукты, 42 Яблоки, 25 Большие,15 Жёлтые, 7 Зелёные, 8 Маленькие, 10 Жёлтые, 10 Груши, 17 Большие, 17 Жёлтые, 9Зелёные, 6
32 Круги Эйлера. В классе 35 учеников, каждый из которых любит футбол, волейбол или баскетбол. 24 из них любят футбол, 18 – волейбол, 12 – баскетбол. Кроме того, 10 учеников одновременно любят и футбол и волейбол, 8 – футбол и баскетбол, а 5 – волейбол и баскетбол. Сколько учеников этого класса любят все три вида спорта? А В Б I II V VII IV VI III
Лингвистические задачи 33 Паук Имени Горького Два На машине Повозка Ерунда Муха МУХА-МУРА-ТУРА-ТАРА-ПАРА-ПАРК-ПАУК-ПАУТ-ПЛУТ-ПЛОТ-СЛОТ-СЛОН
Алгоритмические этюды Используйте виртуальные лаборатории Используйте разные формы записи решения – описания на естественном языке, списки, таблицы, схемы, презентации.
Содержание пропедевтического курса информатики и ИКТ в аспекте подготовки к ГИА и ЕГЭ
36 Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов Структура экзаменационной работы : Часть 1 содержит 9 заданий базового и повышенного уровня сложности. В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор одного правильного ответа из четырех предложенных. Часть 2 содержит 11 заданий базового и повышенного уровней сложности. В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие самостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов. Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обеспечения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
37
38
39
Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах 40
41
42
43
44
45
46
Название Число заданий 1 Информация и её кодирование 7 2 Алгоритмизация и программирование 9 3 Основы логики 5 4 Моделирование и компьютерный эксперимент 1 5 Программные средства ИКТ 1 6 Технология обработки графической и звуковой информации 1 7 Технологии ЭТ 2 8 Технологии БД 1 9 Телекоммуникационные технологии 3 10 Технологии программирования 2 Итого 32 Распределение заданий ЕГЭ по разделам курса информатики ИКТ 47
48
520 – М 380 – Ф И 49
50
51
52
53
54
Главное На уроках информатики в 5-7 классах формируются операциональные личностные ресурсы, универсальные учебные действия учащихся В 5-7 классах учащиеся осваивают способы, модели, схемы решения разных задач В 9 (11) классе мы готовим учеников к сдаче ГИА ( ЕГЭ ) Технологии изучения материала и подготовки к сдаче экзамена различны